Оглавление

ЛИДЕР ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ "БАКУ" ПРОЕКТА "38"

Дополнение к статье "СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИДЕРОВ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ПРОЕКТА "38" НА АМУРСКОМ СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ"

Как известно, 1-я кораблестроительная программа, принятая Советом Труда и Обороны (СТО) в декабре 1926 года и положившая начало советскому периоду военного кораблестроения, не предусматривала обновления миноносных сил флота. Однако уже в 1928 году, в связи с переходом советской промышленности на 5-летние планы развития, программа в рабочем порядке была пересмотрена и увеличена. В новом виде (1929 года) она включала, в числе прочих, эскадренные миноносцы. Тактико-техническое задание на проектирование эсминцев проекта "1" было утверждено 1 ноября 1928 года (в 1933 году они были переклассифицированы в лидеры эсминцев). Проектирование велось в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) под руководством главного конструктора В.А. Никитина. Предполагалось построить три таких корабля.

13 июня 1930 года Начальник Штаба РККА Б.М. Шапошников представил в Реввоенсовет доклад "Об уточнении 5-летнего плана строительства РККА", в котором в числе прочих рассматривались вопросы дальнейшего развития морских сил (как известно, отдельный Наркомат ВМФ был организован только в декабре 1937 года, поэтому делами флота в то время занималось командование РККА). В докладе обосновывалась необходимость строительства большего числа новых эскадренных миноносцев, так как числившиеся в то время в советском флоте "Новики" уже не отвечали всем требованиям, предъявляемым к этому классу кораблей. И когда 11 июля 1933 года постановлением СТО была утверждена новая программа кораблестроения, включавшая 50 кораблей класса эсминцев (в том числе еще три лидера улучшенного проекта), на стапелях верфей уже находились три лидера проекта "1", заложенные осенью 1932 года.

Сложные технические задачи, поставленные перед судостроителями, не позволили полностью выполнить программу. В течение 2-й пятилетки (1933-1937 годы) в строй вступил только один лидер "Ленинград". Строительство остальных было перенесено на последующие годы. В связи с невыполнением планов кораблестроения, принятая программа была существенно откорректирована различными дополнениями и постановлениями, одно из которых напрямую повлияло на судьбу лидеров проекта "38".

В 1932 году Япония начала агрессию против Китая и приблизилась к советским границам. В связи с этим правительство СССР приняло решение о создании Тихоокеанского флота, основу которого должны были составить уже существующие Морские силы Дальнего Востока, а также большое число новых кораблей. Было принято новое "Дополнение к 2-й кораблестроительной программе", в соответствии с которым часть кораблей, строившихся ранее для других флотов, было решено посекционно перевезти на вновь строящийся в Комсомольске-на-Амуре судостроительный завод для последующей сборки их там. Достроечные работы предполагалось выполнять во Владивостоке. В число этих кораблей попали и серийные лидеры 'Киев" (позже 'Баку") и "Тбилиси" проекта '38" строившиеся для Черноморского флота. Головной 'Минск" строился в Ленинграде и остался на Балтике.

Тактико-техническое задание для проектирования лидера проекта "38" были определены Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (НИВК) на основе требований флота, Новый проект лидеров разрабатывался в том же ЦКБС-1 на основе предыдущего проекта "1" и, по существу, являлся лишь частичным его улучшением. Главное отличие состояло в наличии кронштейнов гребных валов и более полных обводах кормы, что, по мнению проектантов, могло улучшить мореходные качества и позволило бы уменьшить кавитационные явления. Однако, как показала эксплуатация кораблей, их ожидания не подтвердились.

Тактико-технические характеристики лидеров проекта "38"

Длина между перпендикулярами  122,0 м
Длина наибольшая  127,5 м
Ширина наибольшая  11,7 м
Водоизмещение полное  2597 т
Осадка средняя при нормальном водоизмещении  3,57 м
Осадка в полном грузу  4,10 м
Котлотурбинная энергетическая установка с эшелонным расположением агрегатов  
3 ГТЗА  по 22.000 л.с.
Агрегаты включали турбины высокого и низкого давления и одноступенчатую зубчатую передачу; ступеней крейсерского и экономического хода не имелось
Количество валов (винтов)  3
3 паровых котла в трех котельных отделениях  
паропроизводительность по 139 т/ч
рабочее давление пара  21,5 кг/кв.см
Скорость полного хода  40 узлов
Запас топлива 600 т
Расход топлива:    
на полном ходу  1,150 кг/л.с. в час
на экономическом ходу  0,433 кг/л.с. в час
Дальность плавания  2100 (20) миль
Электроэнергетическая установка:    
напряжение сети постоянного тока  110 В
турбогенераторы  3 по 50 кВт
дизель-генераторы  2 по 30 кВт
Автономность по запасам  10 суток

Оглавление

Hosted by uCoz