Оглавление

Крейсеры с полетной палубой военно-морских сил соединенных штатов

Перевод статьи из сборника "Warship Internftional" 3/1979. Автор статьи Alan D. Zimm. Перевод выполнил Печуконис Н. И. Текст дополнен некоторыми материалами и фотографиями из других источников.

В начале 30-х годов нашего столетия технические службы военного флота Соединенных штатов разработали, пожалуй, наиболее необычное и спорное для флота США (US Navy) судно. Этот проект был гибридной разработкой. Доктрина, заложенная в предполагаемое назначение будущего корабля, из-за своей противоречивости, а в равной степени и дерзости, вызвала бурный отклик в среде военных. Такое отношение к проекту станет вполне понятным, если вспомнить о разгоревшейся в те годы «войне адмиралов и летчиков». Известно, что достаточно влиятельная группа моряков-адмиралов внесла предложение в Конгресс о постройке не менее восьми кораблей подобного класса, и Конгресс даже посчитал нужным включить головной корабль в кораблестроительные программы 1932 и 1933 годов. Корабль был классифицирован как «CLV» (рассматривалась также альтернативная классификация «CF»). В более широком кругу проект известен как «Крейсер с полетной палубой» - «Flight Deck Cruiser»,

В представлении того времени корабль выглядел вполне современно - хорошо бронированный корабль с ярко выраженной носовой частью легкого крейсера и вооруженный достаточно мощной башенной артиллерией с 152-мм/47-калиберными орудиями. В этом виде он предназначался для защиты боевой линии главных сил, отражения атаки вражеских миноносных флотилий, поддержки собственных эсминцев и, по мере возможности, нанесения урона противнику собственной артиллерией.

Кормовая часть судна была подобна легкому авианосцу - плоская полетная верхняя палуба, под которой размещались ангар для самолетов. Хранилища топлива и авиационный боезапас находились ниже ватерлинии - также в кормовой части корпуса. В этом отношении ему были присущи все достоинства и недостатки, свойственные легким авианосцам - ограниченное использование авиации и уязвимость для артиллерийского огня среднего калибра. Воздействие иных боеприпасов не рассматривалось, так как оно опасно для кораблей всех классов, в то время как артиллерия имеет выборочное воздействие в зависимости от калибра и иных характеристик. Конечно, приведенные данные только отчасти характеризуют этот необычный проект крейсера с полетной палубой, создаваемый для флота Соединенных Штатов.

АВИАЦИЯ НА МОРЕ. КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Для того времени понятие гибридного авианосца-крейсера было достаточно новым. Но все-таки интересно отметить, что первые опыты взлета и посадки самолетов с кораблей ставились именно на крейсерах. Тем не менее, постоянные демонстрации возможностей авиации в отношении слежения за кораблями, проведения разведки и особенно проведения атак на боевые корабли не позволяли замолчать успехи пилотов и заставляли моряков обратить на себя серьезное внимание. Первоначально наибольших успехов в использовании самолетов с кораблей добились англичане. В частности, на авиацию возлагались большие надежды в решении проблемы бытовавшего в то время так называемого синдрома «ютландской проблемы разведки» («Jutland Scouting Problem»), При Ютланде британский «Grand Fleet» перехватил немецкий Флот Открытого моря и только отсутствие должной разведки позволило немцам избежать генерального сражения и ускользнуть в свои базы. Большинство британских флагманов считало, что это вряд ли было бы возможно при широком использовании самолетов для разведки, а также считало использование самолетов очень полезным для корректировки огня и для иных вспомогательных функций. Признавалось необходимым иметь корабль, специально предназначенный для несения самолетов с возможностью их взлета-посадки даже в плохую погоду.

В британском флоте действительно вскоре появился крейсер с полетной палубой «Furious», первоначально классифицированный как «большой легкий крейсер» (large light cruiser) и предназначенный для несения 18-дюймовой артиллерии. К 1917 году на этом крейсере были отработаны и сформированы основные черты авианосца - носовая орудийная башня заменена полетной палубой, устроен ангар для хранения самолетов. Из артиллерии была оставлена только кормовая башня. Высокая скорость крейсера оказалась особенно выгодной для проведения взлетно-посадочных операций, а также для выполнения наиболее удобного маневрирования отдельно от эскадры с последующим (после выпуска или приемки самолетов) соединением с ней. При этом большая скорость позволяла уйти от более мощного противника прежде, чем он сможет приблизиться на дистанцию стрельбы.

В конце концов, после ряда модернизаций «Furious» все больше приобретал классический вид авианосца, и все дальше удалялся от концепции артиллерийского корабля. Вместе с этим преобразованием теряло свой смысл и понятие «крейсер-носитель самолетов» (cruiser-carrier). Проводившиеся на флоте эксперименты все больше демонстрировали трудность воплощения в одном корабле противоречивых требований, предъявляемых к носителю самолетов и артиллерийскому кораблю. В то время среди моряков появилось понятие «specs did not match» - «требования не сочетаются», и к большому удовольствию как моряков, так и летчиков идея «крейсера-носителя» была отложена на долгое время. Становилось понятно, что проще построить два различных корабля со своими задачами, чем совмещать эти задачи в одном корабле.

USA_CLV001.jpg

«Flight deck cruiser». Репродукция с рисунка, выполненного David Я. Noble. Он показывает возможный внешний вид авианосного крейсера «CF». Обращают внимание изогнутые дымовые трубы, поднятая передняя часть полетной палубы, а также мощные батареи главного и среднего калибра.

Оглавление

Hosted by uCoz