Оглавление

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ВОЛЯ" И БАТАРЕЯ "MIRUS"

Авторизованный перевод из "Sveriges Flotta" (Стокгольм) № 5/1951, стр.76-78 и 83. Перевод с незначительной редакцией и сокращениями выполнил В.Ф. Самородов.

Одной из самых интересных сторон военно-морской истории всегда была судьба кораблей. Одни корабли носили свое оружие только для парадов и учебных целей и затем, без повреждений, шли на слом, другие участвовали во множестве морских битв, становились ветеранами и национальными святынями. Но не всегда судьба корабля завершалась славной гибелью - во многих случаях они продолжали службу под чужим флагом. Иногда сам корабль существовал только короткое время или лишь числился в списках, а часть вооружения или оборудования еще много лет использовалась в других местах. Здесь уместно напомнить о 457-мм орудиях британского большого крейсера "Furious", установленных в Сингапуре, или о 350-мм орудиях для австрийского линейного корабля проекта 1914 года, которые, как и батарея "Sankt-Ceorg", в годы первой мировой войны составляли опорный пункт на фронте у Изонцо, или 406-мм орудиях для "Gross-Deutschland" (1), которые на батарее "Lindemann" в Кале и в Бергене образовали два мощных пункта обороны.

Своеобразной была и судьба бывшего русского линкора "Император Александр Третий". После февральской революции он был переименован в "Воля", как и будет далее называться в этой статье. Его прототип - балтийские линкоры типа "Гангут", несмотря на мощную артиллерию, можно рассматривать как не вполне полноценные для своего времени корабли. Несмотря на наличие ледокольного форштевня, они имели слишком слабую конструкцию для плавания в заполненном льдом море, а при большой скорости носовая часть сильно заливалась водой (2). Тем не менее в России в то время не было другой альтернативы, как приспособить этот же проект и для нужд Черного моря. Центр проектирования кораблей находился в Петербурге, но офицеры и техники часто менялись между обеими флотами. Следует, однако, отметить, что со времен начала применения брони, Черноморский флот всегда имел свои типы кораблей, тогда как на Балтике часто использовались иностранные, в большинстве своем английские или французские идеи.

Итак, в 1914 году в Николаеве началось строительство трех дредноутов типа "Императрица Мария". Внешне они выглядели более высокобортными, чем "Гангут" и имели прямой форштевень, но в остальном по внешнему виду были подобны.

При своей скорости в 21 узел и более мощной защите они представляли собой полноценные линейные корабли, тогда как "Гангут" с его 23 узлами можно было рассмотреть как не вполне удачный компромисс между линкором и линейным крейсером.

По донесениям немецкого сборника документов (часть "Средиземноморская дивизия", стр.264-265), они были выдающимися кораблями. 22 мая 1916 года легкий крейсер "Breslau" на широте Трапезунда преследовался русскими кораблями (в том числе линкором типа "Императрица"), которые, по этим же сведениям, развили ход в 25 узлов. Однако на испытаниях "Воля" показала только 21,4 узла. Тот же немецкий документ расхваливает русских артиллеристов и первоклассную точность их орудий, которые на расстоянии 24 км сразу накрыли цель (!). Известно, что немецкий "Seydlitz" быстро и прицельно стрелял на дистанции 21 км, другие немецкие линкоры - с 19 км (в среднем), а англичане - до 22 км.

Хорошее качество имели не только машины и вооружение, но и броня. Толщина главного броневого пояса равнялась 305 мм, утоньшаясь к носу до 127 и 76 мм. Верхний пояс до уровня батарейной палубы состоял из плит толщиной 230 мм. Средняя артиллерия размещалась в своеобразных казематах, которые допускали значительные секторы обстрела и очень большие углы снижения для стрельбы по эсминцам и подводным лодкам. Броня казематов усиливала защиту оснований обеих боевых рубок и дымовых труб. Пункты управления огнем для батарейных орудий располагались на батарейной палубе и имели бронированные колпаки, причем дальномеры не были видны снаружи. Трехорудийные башни главного калибра с лобовой броней в 305 мм были очень вместительными и полностью прикрывали сверху барбеты, толщина брони которых равнялась 203 мм. Уже в то время русские имели внутрибашенный дальномер с базой под крышей и с объективами за стенкой башни. Англичане в первый раз увидели подобную конструкцию в 1917 году на линкоре США и она показалась им настоящим откровением (см. Шульц, "Гранд-Флит в мировой войне"). Обе боевые рубки (305-127 мм) были очень широкими и окружались лишь небольшим количеством легких мостиков. Особенностью русских кораблей были сравнительно большие по площади казематы - не столь компактные как у англичан, немцев или французов. Поэтому при попадании снарядов на русских кораблях появлялись лишь незначительные повреждения от осколков.

О внутренней горизонтальной защите а настоящее время (необходимо учитывать время написания статьи - ред.) известно мало. Вероятно, имелось две палубы: 76 и 38 мм, причем одна из них была неполной и простиралась лишь в районе башен. Подразделение подводной части в противоположность "Гангуту" было очевидно очень тщательно разработано. Зенитное оружие - четыре 63-мм.пушки Барановского, установленные поверх башен I и IV по примеру австро-итальянских кораблей.


(1)   - Линкор "Gross-Deutschland" - здесь имеются в виду немецкие линейные корабли типа "Н", которые не были достроены, но несколько орудий для них были изготовлены и испытаны. На самом деле эти корабли никогда не имели каких-либо официальных наименований, но в послевоенной литературе им часто присваивали названия "Deutschland", "Hindenburg" и иные. Для большинства случаев это можно объяснить недостатком сведений или повторяемостью упоминаний в печати (от ред.).

(2)  - Можно много говорить об особенностях русских линкоров типов "Гангут" и "Императрица Мария", но, при всех присущих им недостатках, вряд ли их можно называть неполноценными кораблями. Тем более, что приведенные здесь обоснования не являются решающими. Упоминание о ледокольных возможностях этих кораблей можно понять, если вспомнить, что статья была напечатана в Швеции, географическое положение которой требовало особого внимания флота к ледовой обстановке (от ред.).

Оглавление