(перевод с франц. "Les Constructione de la Marine Imperiale Japonaise pentand la Guerre de 1941-1945", "La Revue Maritime", N.99/VII.1954. Сделаны некоторые добавления по тексту и рисункам:
Hansgeorg Jentchsura, Dieter Jung, Peter Mickel "Die Japanischen Kriegsschiffen", Munchen, 1970. Silverstone P.H. "Directory of the World's Capital Ships", London, 1984. A.J.Watts "Japanese Warships of World War II", London, 1966.
Статья Анри Ле Массона "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов" была напечатана во французском журнале "La Revue Maritime" в 1954 году. Это была одна из первых попыток обобщить известные в то время сведения о японском кораблестроении периода прошедшей войны. В то время это было трудной задачей так как гриф секретности на все сведения об армии и флоте японцы наложили еще в 30-х годах, многие японские архивы были уничтожены перед капитуляцией, а оставшиеся уцелевшие документы в своем большинстве попали в руки оккупационных войск и в большей своей части тоже оказались засекречены. Тем не менее, выполнив большую и кропотливую работу Ле Массон провел достаточно серьезное исследование, отметив основные направления, по которым развивался военно-морской флот Японии в годы войны. Это исследование остается интересным и в настоящее время, хотя оно и содержит некоторые ошибки при техническом описании отдельных кораблей, ставшие известными гораздо позже.
С 1935 года постройку новых кораблей японский флот хранил в строгой тайне. В то время Японии надоело находиться в строгих рамках навязанного ей в 1922 году Вашингтонского соглашения о сокращении военных флотов. Она решила освободиться от этой кабалы и в 1934 году односторонне денонсировала договор о разоружении. Нельзя сказать, чтобы никто не знал, что по крайней мере один крупный корабль уже был спущен на воду и что было заложено двенадцать новых эсминцев, но точных тактико-технических данных этих кораблей не было известно. Специальные службы были информированы не лучше, чем издательства немецких, английских и французских справочников. Мне это известно, так как я в 1939-40 годах являлся офицером связи при английском адмиралтействе.
Имелись подозрения, что Япония не придерживалась установленных для нее норм постройки кораблей, но совсем не было известно, что там занимались переоборудованием некоторых кораблей с целью сделать из них авианосцы, что переоборудовались легкие крейсера типов "Mogami" и "Tone" в тяжелые, что строилось большое количество карликовых подводных лодок. Ничего не знали о достижениях в области усовершенствования торпедного оружия: о стандартизации торпед калибра 610 мм, о появлении торпед нового типа со скоростью 50 узлов и работающей на кислороде и многом другом.
Таким образом, Япония вступила в войну с хорошо обученным (в частности для ведения ночного боя) и значительно более мощным флотом, чем это предполагали. Для истории морских войн представляет интерес знание кораблей японского флота, участвовавших в этой войне, и данные о том, как Япония развивала строительство нового флота в этот период. Эта задача и была поставлена при написании данной статьи и мы хотим прежде всего выразить свою признательность Хаджиме Фукайя (Hajime Fukaya), без помощи которого мы не могли бы ее написать. Он с большой любезностью предоставил нам свои материалы и дал справки по интересующим нас вопросам.
Ниже в таблицах можно найти необходимые данные для того, чтобы дать оценку японским планам военно-морского строительства. В этих таблицах имеются различные программы строительства за периоде 1937 по 1944 годы. Любопытно сравнить эти планы \л особенно первоначальный план строительства на 1942 год и окончательный план, утвержденный на этот год. При их сравнении становится ясным, как работали умы японского адмиралтейства, учитывавшие уроки войны и своевременно откликавшиеся на нужды флота.
К началу войны Япония имела сильный наступательный военно-морской флот, что дало ей возможность наносить мощные удары и обеспечить себе господство с самого начала боевых действий. Премьер-министр Каное, пользовавшийся доверием Императора и решавший судьбу Японии в 1940 году записал в своих мемуарах следующее высказывание командующего флотом адмирала Ямамото: "Если мне прикажут начать боевые действия, то при любых обстоятельствах первые шесть месяцев или год я буду наносить сильные удары противнику, но я не знаю, что будет, если война затянется на два или три года". Ямамото чувствовал, что после первых морских боев перевес будет на стороне Японии. Он хорошо знал о непрочности японского тыла, о том, что его страна не обладает такими ресурсами, какими обладают США и что даже пустив в ход всю свою военную машину, Япония не сможет долго противостоять Соединенным Штатам.
В окончательно утвержденном плане военно-морского строительства на 1942 год мы видим, что японский флот отказался от постройки новых линкоров, также было сокращено количество подлежащих закладке крейсеров и, напротив, в значительной мере увеличилось количество авианосцев. Но события развивались очень быстро и почти весь план 1942 года остался нереализованным. У Японии не было достаточно мощной промышленности для того, чтобы она могла удовлетворять все возникающие потребности. Планы последующих лет говорят о том, что с каждым днем обстановка становилась все более сложной. Приходилось откладывать или прекращать постройку самых необходимых кораблей. Строительство же эскортных миноносцев и прочей "мелочи", необходимой в военное время, встало на первый план. С 1943 года Япония, военно-морской флот которой понес уже значительные потери, не могла строить то количество боевой техники, которое было ей необходимо для противостояния американским силам, находившимся в стадии расцвета. Штаб принимает срочные меры, чтобы любыми средствами сохранить свои дивизии, с каждым днем несущие все большие потери. В последние месяцы особо остро встал вопрос о строительстве карликовых подводных лодок и человеко-торпед, то есть крайних средств японцев, которые не ослабили победного шествия противника.
Таблицы строительных программ имеют свой недостаток в том, что не дают полного представления о развитии военно-морского строительства Японии. В них не отображены усилия японцев в деле переоборудования кораблей. Некоторые сведения по этому поводу читатель найдет в этой статье.