БТР Pbv 302 на учениях шведской армии.
Рождение CV-90
(предыдущая статья в журнале о CV9040, прим. ВВС)
Со временем, однако, стала очевидна необходимость создания полноценной БМП, которая позволила бы мотопехоте эффективно взаимодействовать с основными боевыми танками в условиях современного общевойскового боя. Несмотря на преимущественно холмистую и лесистую местность, труднопроходимую или непроходимую для танков, большое количество рек и озер, шведское военное руководство рассматривает танковые и механизированные части как основное средство борьбы с морскими и воздушными десантами, а это означает готовность к встрече с хорошо вооруженным и подготовленным противником. Попытки создания БМП на основе Pbv 302 путем установки 25-мм пушки, стабилизированной в двух плоскостях, более мощного двигателя «Вольво» THD 1000 и автоматической трансмиссии, размещения в бортах десантного отделения амбразур и смотровых блоков не дали желаемого результата.
В 1982 г. министерство обороны Швеции приняло план увеличения в армии доли механизированных частей. Начались исследования по программе системы БТВТ 1990-х гг. — основного боевого танка второго поколения Stridsvagn 2000 и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП и машину огневой поддержки (условное обозначение PbvG), вооруженные 40- или 57-мм пушкой, БТР (Pbv L) с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку (Lvkv A2), КШМ, санитарную машину, машину артиллерийских наблюдателей, самоходные миномет и ПТРК.
Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-тонная БМП. Машина огневой поддержки отличалась от БМП наличием ПТРК «Билл», разработка которого в это время завершалась. Все семейство получило в Швеции обозначение Stridsfordon 90 (Strf 90), т.е. «боевая машина 90-х», но более известно стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle-90). Первыми должны были получить БМП СV-90 пехотные бригады Норрланда (т.е. Северной Швеции).
Основными требованиями к машине были:
- высокая тактическая подвижность с учетом особенностей ландшафта Швеции;
-
высокая оперативная подвижность, определяемая средней скоростью и запасом хода по шоссе и возможностью перевозки по железной дороге;
-
возможность борьбы с бронированными и замаскированными наземными и воздушными целями, что требовало весьма мощного для данного типа БТВТ вооружения;
-
лучшая защита экипажа и десанта, ради которой отказались от плавучести машины;
-
удобство в эксплуатации (простота обслуживания, ограниченное применение электроники, использование доступных запасных частей и агрегатов);
-
запас по модернизации, возможность установки в дальнейшем нового вооружения, более совершенных систем управления огнем, новых систем защиты.
Не обошли вниманием и шасси зарубежного производства. Так, в 1984 г. в Швеции прошли испытания британского 11,5-т БТР «Стормер», но его характеристики не устроили шведов.
БРЭМ Bgbv82.
Мостоукладчик Brobv941.
БТР Pbv 302.
Специальные машины на базе БТР Pbv 302 и сам бронетранспортер (справа) на показе военной техники.