Оглавление Следующая

СИСТЕМА «БРЭДЛИ»

Семён Федосеев

BMPUS001.jpg

От «боевого такси» к «боевой машине механизированной пехоты»

Выпустив во время Второй мировой войны наибольшее количество бронетранспортеров (БТР), американцы и после войны несколько десятилетий оставались приверженцами концепции «боевого такси», позволяющего полностью механизировать войска. Основные усилия были сосредоточены на создании массовой гусеничной машины с полностью закрытым корпусом. Наконец, в 1961 г. на вооружение поступил легкий БТР М113, разработанный "Фуд Мэшинэри энд Кемикл Корпорэйшн" (FMC), и в том же году в армии (сухопутных войсках) США появилась первая "механизированная дивизия". М113 стал самым массовым из зарубежных бронетранспортеров и основой для обширного семейства гусеничных бронемашин. На шасси М113А1 только в США выпускались КШМ М557А1, самоходные минометы М125А1 и М106А1, ЗСУ М163А1 "Вулкан", самоходные ПТРК М901 "Toy", ЗРК "Хок" и "Чэпперел", ПУ УР "Ланс", транспортеры М548, санитарные машины, БРЭМ и другие.

Вьетнамская война неожиданно поставила вопрос о придании БТРу боевых свойств. Противопартизанская война делала главной задачей уничтожение живой силы противника и повышала требования к огневой мощи подразделений мотопехоты. В печати США широко освещался опыт 11-го бронекавалерийского полка и других частей по превращению М113 в "штурмовую машину" с установкой дополнительного вооружения. Турель 12,7-мм пулемета прикрывали бронещитом, по бортам устанавливали два 7,62-мм пулемета с щитами, на крышу ставили бронеколпаки. Такие машины получили название ACAV (Armored Cavalary Assault Vehicle). В атаке подразделения на БТР старались быстрее сблизиться с противником, сокращая потери от огня стрелкового оружия, мин и ловушек.

В 1963 г. на М113 в опытном порядке смонтировали башню с 20-мм пушкой HS-820 "Испано-Сюиза", пробовали устанавливать пушки HS-804. В 1965 г. появилась модификация БТР ХМ734 с девятью амбразурами, также оставшаяся опытной. Испытывали и "бронекокон", образующий с корпусом разнесенную броневую конструкцию и защищавший также ходовую часть. Такая машина вооружалась 7,62-мм пулеметом M60D и 40-мм автоматическим гранатометом Мк75. Но все эти попытки так и не дали желаемого результата.

В 1964-1965 гг. провели исследования по программе MICV-70 (Mechanized Infantry Fighting Vehicle -70 - "боевая машина механизированной пехоты 1970-х гг."), увязанной с проектом основного боевого танка МВТ-70. Первоначальные требования к MICV предполагали оружие поддержки, размещавшееся в башне, амбразуры или специальные стрелковые установки для десанта, защиту от пуль калибра до 14,5 мм.

Однако, стремясь к экономии средств и времени, все внимание сосредоточили на модернизации М113. Фирма "Пасифик Кар энд Фаундри" уже разработала машину ХМ701 (проект MICV-65) с усиленным, по сравнению с М113, бронированием, амбразурами в бортах и 12,7-мм пулеметом в закрытой башне. Но ХМ701 оказалась явно перетяжелена, да и ограничения по стоимости все же превысила.

В 1967 г. армия США в авральном порядке заключила контракт на разработку боевой машины пехоты с фирмой FMC - за год до этого на вооружение Советской Армии поступила БМП-1. В конструкции разработанной БМП ХМ765 использовалось около 90% узлов и агрегатов М113А1, а также узлы самоходных гаубиц Ml09 и М110. В башне установили 20-мм пушку Ml39. Изменили форму и размеры корпуса, В 1970 г. FMC представила усовершенствованный М113А1 - PIM113A1 с открыто установленной пушкой Ml39 с дистанционным управлением и уменьшенным, по сравнению с ХМ765, количеством амбразур. БТР имел массу 12,7 т и вместимость 12 человек. Модификации PIM113А1 состоят на вооружении в Южной Корее (под обозначением KIFV) и Малайзии. Итальянская "ОТО-Мелара" на базе PIM113А1 построила свою БМП VCC-1. О разработках БМП на М113.

BMPUS002.jpg

М113 ACAV- «штурмовая машина» с усиленным по сравнению с базовым БТР вооружением

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz