Двухзвенный транспортер СВ-2П.
Компоновка двухзвенного гусеничного транспортера ГАЗ-33ГТ.
Первые две схемы общей компоновки с точки зрения управляемости обеспечивают движение по окружностям с различными радиусами кривизны и одновременно гарантируют высокую степень опорной и профильной проходимости. Третья схема потенциально уступает по проходимости, особенно профильной, двум первым, но с позиций управляемости более рациональна, так как обеспечивает малые радиусы кривизны (вплоть до поворота на месте) при поворотах тележек на большие углы в противоположные стороны и облическое движение при поворотах тележек на равные углы в одну сторону.
В подтверждение этого приведем некоторые статистические данные.
Из всех рассмотренных выше опытных и серийных сочлененных гусеничных и колесных образцов 72,9% (35 моделей) составляют гусеничные и 27,1% (13 моделей) —колесные. Причем 74,3% гусеничных машин (26 моделей) выполнены по прицепной схеме, 25,7% (9 моделей) — по полуприцепной схеме. Среди 11 колесных сочлененных машин 18,2% были выполнены по прицепной схеме и 81,8% — по полуприцепной.
Из 48 рассмотренных моделей сочлененных гусеничных и колесных машин 24 образца (50%) были плавающими, 6 моделей (12,5%) — способны преодолевать водные участки вброд. Но следует отметить, что водоходные свойства большинства сочлененных машин оказались на довольно низком уровне. Поэтому они могли преодолевать с очень малой скоростью только небольшие по протяженности водные участки местности со спокойной водой (без сильных течений и волнений, ветровых нагрузок). Значения удельных показателей и коэффициентов сочлененных гусеничных машин лежат в следующих пределах:
- удельная мощность машин Nуд — от 2,7 до 32 кВт/т;
-
удельная мощность по массе перевозимого груза Nгр — от 6,1 до 105 кВ т/тгр; большие значения удельной мощности имели двухзвенные машины в начале века, затем эти значения по мере совершенствования машин стали уменьшаться;
-
среднее давление на грунт гусениц qcр — от 0,035 до 0,38 кг/см2;
-
показатель провозоспособности на суше кпр
— от 0,44 до 8,8, а на воде — от 0,076 до 0,88. Малые значения этого показателя на воде обусловлены незначительными скоростями движения по воде;
-
коэффициент использования собственной массы машин км —от 0,25 до 2,54;
-
коэффициент использования габаритной площади кгп — от 0,3 до 0,64;
-
относительный диаметр поворота на суше D — от 1,09 до 3,17;
-
относительная ширина преодолеваемого рва Вр изменяется от 0,2 до 0, 28;
-
относительная высота преодолеваемой вертикальной стенки kh— от 0,3 до 3,42;
-
относительная скорость на воде (число Фруда) Frv — от 0,16 до 0,606;
-
относительная глубина преодолеваемого брода кб — от 2,25 до 4,28.
Эти удельные и относительные показатели и коэффициенты отражают результаты огромной и сложной работы многих конструкторов и инженеров-исследователей ряда стран по созданию различных вариантов двухзвенных транспортеров, конструкция которых воплотила самые передовые и эффективные технические решения, рождавшиеся в разных конструкторских бюро. Как показывает мировой опыт машиностроения, самые лучшие и оригинальные технические решения, полученные в одной стране, неизбежно через некоторое время будут использованы и в других странах с какими-то небольшими дополнениями или изменениями. В подтверждение этого можно привести многочисленные примеры из истории техники различных направлений.
Поэтому при необходимости можно представить, задаваясь желаемой грузоподъемностью, некую условную двухзвенную машину, технический облик которой будет образован оптимальными значениями параметров разработанных и испытанных в ряде стран двухзвенных машин.
Технические параметры транспортеров при преодолении водных участков на основе статистических данных не рассматриваются, поскольку они во многом зависят от характеристик водных участков, которые транспортер должен преодолевать.
Таким образом, XX век представил миру, среди других технических новшеств и открытий, двухзвенные гусеничные и колесные машины, обладающие прекрасной профильной и опорной проходимостью в течение всего года в регионах с тяжелейшими грунтовыми и климатическими условиями. Можно также утверждать, что этот тип транспортных и технологических средств будет в дальнейшем совершенствоваться в нескольких направлениях; повышение подвижности и быстроходности, совершенствование водоходных свойств машин, улучшение обитаемости, снижение себестоимости перевозок и эксплуатационных затрат.