В дальнейшем для повышения точности при стрельбе на малые и средние дальности на головную часть турбореактивных снарядов М-14ОФ стали устанавливать уменьшающие скорость тормозные кольца, что позволило использовать траектории, обеспечивающие лучшую кучность. В частности стрельба турбореактивными снарядами М-14ОФ на дальности от 5,4 до 7,55 км производилась с малым тормозным кольцом, на меньшие (от 1 до 5,42 км) - с большим.
Наряду с БМ-24 была создана гусеничная боевая машина БМ-24Т на базе среднего артиллерийского тягача АТ-С . При том же числе направляющих, что и БМ-24, гусеничная боевая машина обладала высокой проходимостью, что обеспечивало возможность ее применения в составе танковых соединений, движущихся по бездорожью и разбитым дорогам. Однако это преимущество достигалось за счет снижения максимальной скорости до 35 км/час, да и весила она вдвое больше, чем БМ-24. Важным конструктивным отличием от БМ-24 было применение более практичных трубчатых, а не сотовых направляющих для турбореактивных снарядов.
В последующие годы, с внедрением в производство усовершенствованных автомобильных шасси, для турбореактивных снарядов М-14ОФ были созданы модификации боевых машин БМ-14М (2Б2) на базе ЗиЛ-157 и БМ-14ММ (2Б2Р) на ЗиЛ-131. В 1957 г. под руководством А.И. Яскина была разработана новая боевая машина БМ-14-17 (8У36) с 17 направляющими на шасси автомобиля ГАЗ-63 (ГАЗ-63А). Основным конструктивны отличием от БМ-14 стало размещения блока трубчатых направляющих не на ферменной конструкции, а в жесткой сварной люльке. Поворотный механизм обеспечивал широкий сектор обстрела. При разработке БМ-14-17 удалось снизить массу боевой машины почти на 3 т по сравнению с БМ-14 при увеличении залпа на один снаряд.
В 1957 г. завершились полигонные испытания буксируемой пусковой установки РПУ-14 (8У38) с блоком из 16 трубчатых направляющих для М-14ОФ, установленных на лафете 85-мм дивизионной пушки Д-44. РПУ-14 была многократно легче самоходных боевых машин для М-14ОФ, что обеспечило ее использование в воздушно-десантных войсках, а также успешное применение во многих локальных конфликтах.
![]() |
![]() |
Буксируемая пусковая установка РПУ-14 | ![]() |
![]() |
|
БМ-14-17 в походном положении: а — боковые стенки тента опущены; б — боковые стенки тента откинуты; в — тент закреплен на чехле; 17 — тент; 18 — чехол артиллерийской части |
БМ-14-17: 1 — ствол; 2 — люлька; 3 — основание; 5 — подъемный механизм; 6 — механизм стопорения по-походному 7 — привод поворотного механизма; 8 — привод подъемного механизма; 9 — прицельное устройство; 10 — сиденья |
Для ВМФ
Артиллерийская часть боевой машины БМ-14-17 нашла применение в Военно-морском флоте - ею оснащались строившиеся массовой серией речные бронекатера проекта 1204. Как известно, по сложившемуся распределению труда между странами — участницами Варшавского договора постройка большинства танкодесантных кораблей для советского ВМФ и флотов ряда дружественных стран велась Польшей. Поляки оснащали эти корабли 18-ствольными пусковыми установками залпового огня собственной разработки WM-18, в которых использовались все те же снаряды М-14ОФ.
Для скоростных десантных кораблей на воздушной подушке в СССР в 1970-1980 гг. был разработан 140-мм комплекс А-22 «Огонь» с убираемой в подпалубное помещение пусковой установкой МС-227 на 22 турбореактивных снаряда М-14ОФ.