Предыдущая Оглавление Следующая

P15025.jpgP15026.jpg

Схема ракетного катера пр. 205.

Как показали проработки ЦКБ-53, заданная модернизация кораблей пр.30бис оказалась сопряжена с недопустимым снижением остойчивости и ухудшением обитаемости из-за необходимости выделить большие объемы под погреба для ракет. Для увязки проекта было предложено заменить штатные котлы на более совершенные, по типу установленных на сторожевом корабле пр.50. Но это делало дороже модернизацию из-за основательной переделки ряда отсеков и применения нового оборудования.

Наряду с этим конструкторы ЦКБ-5 7 в инициативном порядке проработали вариант с сокращенным до девяти ракет боекомплектом, полностью размещаемым в поворотных пусковых установках с тремя контейнерами, монтируемых на месте двух пятитрубных торпедных аппаратов и кормовой башни главного калибра эсминца. Для обеспечения остойчивости носовая башня и спаренная установка 92-К заменялись установками ЗиФ-75. По две трубы для противолодочных торпед крепились к двум из трех пусковых установок. Этот вариант корабля пр.60 оказался вполне приемлемым по технико-экономическим показателям, был одобрен рядом управлений и институтов ВМФ, но не был реализован под предлогом «неперспективности комплекса П-15». Министерство судостроительной промышленности загружало свои предприятия постройкой кораблей новых проектов, а извечно крайне слабая судоремонтная база ВМФ не справились бы со сложным модернизационным ремонтом. Кроме того, при навязываемой сверху «ракетной революции» флот стремился сохранить эсминцы пр.30бис как артиллерийские корабли, столь необходимые для «обработки» берега в случае проведения десантных операций.

P15027.jpg P15028.jpg

Сторожевой катер пр.205П.

Торпедный катер пр.206.

Впрочем, спустя полтора десятилетия прижимистые китайские товарищи продемонстрировали нашим адмиралам, как можно «и невинность соблюсти, и капитал приобрести». В ходе модернизации четырех эсминцев советской постройки пр.7 они сохранили их артиллерийскую мощь, установив строенные пусковые установки доработанных П-15 на месте торпедных аппаратов. Практическая бесполезность торпедного вооружения на крупных надводных кораблях определилась еще в ходе Второй мировой войны, а применение противолодочных торпед с пр.30бис не обеспечивалось из-за крайне слабой гидроакустики. Но реализовывать ракетное перевооружение пр.30бис по «китайскому образцу» в конце 1970-х гг. было уже слишком поздно.

Нужно отметить и то, что принятая на вооружение ракета П-15 не вполне удовлетворяла моряков. Основными недостатками были применение токсичного и агрессивного жидкого топлива, не подлежащего длительному хранению в баках ракеты, опасного для личного состава при заправке и сливе, а также солидные габариты пусковой установки, определяемые длиной и размахом крыльев ракеты. Еще в 1957 г. адмирал Владимирский выдвинул положение: «Нужна П-15, но на твердом топливе». Большие размеры угловатых ангаров увеличивали радиолокационную заметность корабля-носителя и не позволяли разместить ракетное вооружение на малых катерах. Кроме того, высота полета П-15 на маршевом участке 300 м не обеспечивала скрытного подхода к кораблю противника.

К началу 19б0-х гг. необходимое «ноу-хау» имелось в распоряжении главного конструктора ОКБ-52 В.Н. Челомея. Еще с 1958 г. он разрабатывал твердотопливную ракету «Аметист» с дальностью 80 км, предназначенную для применения с погруженных подводных лодок Раскрываемое при старте крыло применялось на всех крылатых ракетах его разработки начиная с П-5, успешно запущенной с подводной лодки еще в ноябре 1957 г.

Поэтому всего через несколько месяцев после принятия на вооружение П-15 Постановлением от 23 августа 1960 г. было задано создание П-25 - ракеты с раскрываемым при старте крылом для катера пр.205 с дальностью пуска 40 км при высоте полета 40-60 м со скоростью 1100-1200 км/ч. Радиолокационную ГСН на базе МС-2 от П-15 должен был разрабатывать в КБ-1 Савин, тепловую - в НИИ-10 Кириллов. Испытания комплекса на катере, доработанном по пр.205Э, намечались на II квартал 1962 г.

Предыдущая Оглавление Следующая