Неблагоприятно сказалось и то, что бои велись ночью. Пуск П-15 даже на максимальную дальность был хорошо виден противнику по ярко освещенному «хвосту» плотного дыма продуктов сгорания твердотопливного двигателя ускорителя, поднимающемуся от поверхности воды до высоты 300 м и более. Как раз при пуске П-15 на максимальную дальность у израильтян было более чем достаточно времени для того, чтобы поставить ложные цели. Так что «длинная рука» - не всегда благо. Действуй Равальяк не кинжалом, а шпагой - и «веселый король» Генрих IV, пожалуй, и смог бы отбиться от фанатика-убийцы.
Еще менее успешными оказались попытки применения П-15 с борта ливийских малых ракетных кораблей против американцев в 1986 г. Лидер ливийской революции М. Каддафи распространил суверенитет своей страны на залив Сидр, отхватив кусочек Средиземного моря с акваторией площадью с Голландию, Бельгию и Люксембург, вместе взятые. Не посчитавшись с волей свободолюбивого народа, американцы продолжали считать залив Сидр международными водами и послали в этот район свое «оружие агрессии» - авианосцы. После обстрела американских самолетов ливийскими зенитными комплексами С-200 палубная авиация США нанесла якобы ответные удары, потопив на базе два ракетных катера.
Вопреки мнению, приводимому уважаемым профессором Военно-морской академии Виталием Дмитриевичем Доценко, был поврежден и малый ракетный корабль Еаn Маrа. Во всяком случае, ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, прежде чем в 1991 г. вновь вступить в состав ливийского флота под иным наименованием - Tariq ibn Ziyad.
В тот же вечер американский крейсер УРО «Йорктаун» обнаружил малоскоростную цель в 20 милях к западу от Бенгази. Это был МРК Еаn Zaguit («Эйн Загут»), подкрадывавшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное - всего на два оборота антенны - включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 минут, при этом погиб весь экипаж.
Очень печально, но через год судьбу Еап Zaguit, бывшего МРК-15, разделил и советский корабль пр. 1234 - малый ракетный корабль Тихоокеанского флота «Муссон». Значительная часть из множества выпущенных ракет семейства П-15 завершила свое существование в качестве воздушных мишеней, применявшихся для обеспечения боевой подготовки артиллерийских и ракетных зенитчиков, летчиков, а также для проведения испытаний новой техники. При трансформации ракеты в мишень М-15 или М-15М на ней отключалась головка самонаведения, заменялась балансировочным грузом боевая часть. Мишень запускалась с одного из штатных носителей ракет П-15 и совершала полет на автопилоте.
В злосчастный день 14 апреля 1987 г. «Муссон» проводил учебно-боевую стрельбу зенитным ракетным комплексов «Оса-М» по воздушной цели. В силу уже упомянутой «неизбежной на море случайности» мишень после попадания двух ракет была повреждена, но продолжила полет, свернув в направлении «Муссона». Корабль еще успел обстрелять мишень из 57-мм автомата, но она все-таки дошла до него, ударив в надстройку под главным командным пунктом. При этом были сразу убиты командир корабля, большинство офицеров корабля и проверяющие из штаба, в том числе и первый заместитель командующего Приморской флотилии адмирал Р. Темирханов.
Известно, что при попадании в английский эсминец «Шеффилд» запущенной с аргентинского самолета ракеты «Экзосет» разбросанные по палубам остатки твердого топлива действовали как бомбы-«зажигалки», создавая множественные очаги возгорания. Советская мишень, запущенная с удаления всего в 21 км, также содержала немало топлива, которое усугубило тяжесть поражения «Муссона». Высказывалось предположение, что пары разбросанных в штормовом коридоре корабля самовоспламеняющихся компонентов топлива ракеты образовали некое подобие объемно детонирующей смеси (так называемой «вакуумной бомбы»), подрыв которой и вызвал наихудшие последствия. После героической четырехчасовой борьбы за живучесть корабль затонул в окрестностях острова Аскольд. По числу погибших - 39 человек - эта катастрофа превысила даже известные потери большого противолодочного корабля «Отважный» (пр.61) на Черном море в августе 1974 г.
Как это ни кощунственно, но трагическое событие в японском море лишний раз подтвердило грозную мощь ракет семейства П-15, до настоящего времени состоящих на вооружении кораблей многих стран. И не только кораблей...
Корабельные ракеты перебираются на берег
К концу 1960-х гг. определилось моральное устаревание береговых ракетных комплексов «Сопка» с ракетами КСС - доработанными под наземный старт авиационными ракетами КС первого советского противокорабельного комплекса «Комета». Не вполне отвечал новым требованиям и только что поступивший на вооружение «Редут» с самоходными установками на базе ЗиЛ-135. При всех его достоинствах - сверхзвуковой скорости полета ракеты, большой дальности - время развертывания включавшей множество агрегатов стартовой батареи было слишком велико. Перед пуском требовалось провести демаскирующую боевые позиции гонку маршевого двигателя ракеты. Да и большая дальность пуска не всегда могла быть обеспечена целеуказанием.
При принятии решения о разработке нового берегового комплекса учитывалось и то, что применявшаяся в комплексе «Редут» ракета П-35 и ее модернизированный вариант были основным оружием ракетных крейсеров пр.58 и пр. 1134, считались секретными и не подлежащими экспорту за рубеж. Между тем, «Сопки» уже поставлялись в дружественные страны, к ним проявляли интерес и другие зарубежные партнеры СССР по военно-техническому сотрудничеству.
![]() |
![]() |
Самоходная установка КТ-161 на шасси МАЗ-543М комплекса берегового базирования «Рубеж». |