Оглавление Следующая

Первая ракетная подводная лодка

Павел КОНСТАНТИНОВ

Современные подводные лодки с баллистическими ракетами ВМС России, США, Великобритании, Франции и Китая, с полным основанием считаются одним из наиболее совершенных образцов боевой техники. Тем не менее, идея вооружения подводных лодок ракетами не нова и насчитывает около 170 лет. За это время подводные лодки и баллистические ракеты, размещаемые на них, непрерывно совершенствовались, образовав, по сути, комплексы баллистических ракет подводных лодок. Первая статья о комплексах баллистических ракет подводных лодок открывает цикл публикаций в этой области.

Редкие путники - крестьяне близлежащих сел, оказавшиеся ясным теплым утром 29 августа 1834 г. (по старому стилю) на лесистом берегу Невы, верстах в сорока от Петербурга по Шлиссельбургской дороге, были несказанно удивлены увиденным: по реке медленно, рывками проплывало металлическое чудище с двумя круглыми башенками - спереди и сзади. На мокрой спине этого странного существа между башен стоял высокий офицер в непромокаемом комбинезоне и через рупор, прикрепленный к резиновому шлангу, идущему внутрь, командовал его движением.

Но еще более были потрясены случайные зеваки, обнаружив, что на берегу находился сам император Николай I в окружении немногочисленной свиты и военных и с интересом наблюдал за происходящим. Откуда было знать непосвященным чухонцам, что они явились свидетелями первых испытаний первой в мире металлической подводной лодки-ракетоносца! А управлял ею лично генерал Карл Андреевич Шильдер, создатель подводного судна.

Карл Андреевич, сын рижского купца - выходца из Курляндии, родился 27 декабря 1785 г. в усадьбе Симаново (ныне в Великолукском районе Псковской области). В 1802 г. молодой человек, получивший хорошее домашнее образование, поступил на военную службу в Московский гарнизонный батальон в чине унтер-офицера...

PLSld001.jpg PLSld002.jpg

Генерал-лейтенант К.А. Шильдер.

С 1805 г. он участвовал почти во всех войнах, которые вела в Европе Россия. Разносторонние знания молодого офицера привели его в инженерные войска. Здесь-то и раскрылись его замечательные способности изобретателя, специализировавшегося на совершении саперного искусства. Если бы в ту пору существовало авторское право, то молодой Шильдер мог бы запатентовать конструкции разборного канатного моста и понтонных переправ, проходческого щита для прокладывания минных галерей при осаде крепостей, а также подземные мины и фугасные ракеты, дистанционно подрываемые от гальванических батарей, и многое другое.

Разработка средств обороны морских крепостей и портов привела изобретателя к созданию подводных мин. Но энергичный характер Шильдера не мог смириться с пассивным применением морских мин. Он задумал превратить неподвижную мину в активный снаряд и воплотил эту идею в виде... подводной лодки.

Надо признать, что Шильдер не был здесь первым. Сам он точно обозначил «генеалогию» своего творения: «Руководствуясь примерами подводного плавания Бюшнеля, Дреббеля и известного Джонсона и сочинениями Фультона, Монжери и других, я предположил устроить металлическую подводную лодку, которая по теоретическим соображениям имела все удобства, указанные помянутыми примерами, устраняла недостатки, замеченные и самими изобретателями...».

Голландский врач и личный друг английского короля Якова I Корнелиус Ван-Дреббель построил в Лондоне деревянную подводную лодку, в которой на потеху публике совершал плавания, погрузившись в воды Темзы, между прочим, вместе с самим отважным английским королем. Американец Дэвид Бушнель в 1776 г. предоставил свою одноместную подводную лодку из дубовых досок «Тартл» («Черепаха»), скорее напоминавшую винную бочку, бравому моряку Эзра Ли, сержанту молодого флота США. Тот совершил на ней несколько безуспешных попыток подвесить мину на днища английских кораблей, блокировавших побережье во время войны бывших американских колоний за независимость. При одной из атак «Черепаха» была повреждена огнем неприятеля, а храбрый сержант чудом спасся из затонувшей лодки.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz