Предыдущая Оглавление Следующая

Приложение №1

Правителю Канцелярии Заведующего организацией авиационного дела в действующей армии1

Штаб-офицер для производства и поручений при Штабе Верховного Главнокомандующего 12 июня 1915 г.

№ 7926

Препровождая при сем памятную  записку капитана Тарновского, конструктора полуавтоматической пушки для  стрельбы по аэропланам, прошу не  отказать Вас доложить Великому князю Александру Михайловичу эту записку на случай, если Его Императорское Величество пожелал бы сделать распоряжение поставить в известность наших летчиков об изложенном в записке.

Приложение: памятная записка

Военный инженер полковник (подпись неразборчива)

1 РГВИА, ф.2008. оп.1, д.657, С.43, 54

Приложение №2

Германский аэроплан «Альбатрос»

Созданный весной 1914 г. немецким инженером Эрнстом Хейнкелем аэроплан представлял собой многоцелевой двухместный биплан, получивший широкое распространение в немецкой фронтовой авиации на раннем этапе Первой мировой войны.

Аэроплан имел деревянный фюзеляж - полумонокок с работающей фанерной обшивкой и характерную стреловидную форму оперения. На нем стоял однорядный двигатель жидкостного охлаждения с тянущим винтом. Крылья с деревянным каркасом, полотняной обшивкой и межкрыльевыми стойками из стальных труб каплевидного сечения.

В начале 1915 года Хейнкель спроектировал новую модификацию аэроплана С-I с классическим размещением экипажа и пулеметной турелью Шнейдера в задней кабине.

В период 1914-1915 годов на германских заводах было построено до 2000 машин различных модификаций данного типа.

Тактико-техническая характеристика самолета
Двигатель: мощность
«Мерседес» 100 или 120 л.с.
или «Бенц» 110 л.с.
или «Аргус» 120 л.с.
Вооружение:
на первых типах (В-I, В-II и В-III)  не предусмотрено
на С-I и С-III 1 турельный «Парабеллум», 1 синхронный «Шпандау»
С-I поднимал до 70 кг, а С-III - до 90 кг бомб
Размах крыльев: 12,9 -14,5 м
Длина: 7,8 - 8,6 м
Сухой вес: 747 - 875 кг
Взлетный вес: 1080- 1190 кг
Скорость максимальная: 105- 132 км/ч
Практический потолок: 3000 м

12 июня 1915 года

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА

I. При обстреле мною германских летчиков им легче всего удавалось уходить от моего огня только тогда, когда они резко меняли направление своего полета в сторону (зигзагами), т.е. переходили от первоначального положения вправо или влево 1/2 -3/4 минуты и затем круто поворачивали в другую сторону

PVO14026.jpg

Заметив, что аэроплан изменил курс, я вынужден был дать поправку на боковую девиацию в сторону его движения, а летчик за время исполнения команды и полета снаряда сворачивал в другую сторону, благодаря чему выпущенная очередь ложилась в сторону от аэроплана, не причинив ему вреда.

При стремлении уйти вниз, летчик хотя и приобретает добавочную скорость, но зато находится больше времени в сфере поражаемого пространства и подвергается риску быть подбитым оружейным огнем противника; тогда как забирая высоту летчик хотя и медленно, но зато вернее уходит от обстрела орудийным огнем.

II. Мне не раз приходится останавливать свои батареи, открывавшие огонь по нашим летчикам. Объясняю этот обстрел, помимо малого знакомства наших войск с типами своих аэропланов, еще в большей мере, что отличительные знаки на аэропланах делаются крайне разнообразной величины, и легко различаемый на большом расстоянии круг белого цвета делается очень небольших размеров. Считаю необходимым за наружный размер всего круга брать ширину крыла аэроплана, ширину обода красного и синего кругов делать не более двух вершков каждый, закрашивая все остальное пространство внутреннего круга яркой белой краской, и почаще его освежать.

Полезно также красить знаки и на боковых поверхностях хвоста аэроплана.

III. При корректуре огня своих тяжелых батарей и производства наблюдений над линиями артиллерийского огня противника, следует держаться высоты полета не менее 2000 метров, так как высота подъема траектории снарядов тяжелых орудий достигает 1000 сажень.

Подлинную подписал:              капитан Тарновский

С подлинной верно: За делопроизводителя:             прапорщик Покрышкин

Приложение №3

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего

от 17 августа 1915 года

Предписываю на время военных действий присвоить автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту, содержащейся по штату, Высочайше утвержденному 5-го октября 1914 года, прилагаемый при сем временный штат.

Подписал: Генерал-адъютант Николай

ШТАТ

автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту (военного времени)

Наименование чинов

Число чинов

Офицеры:

Командир батареи, подполковник (может быть капитан)

1

Старший офицер (капитан или штабс-капитан)

1

Младшие офицеры, обер-офицеры

3

Итого офицеров

5

Военные чиновники:

Делопроизводитель по хозяйственной части

1

Всего военных чиновников

1

Нижние чины

88

Подвижной состав батареи: 14 автомобилей; 

                                                  4 мотоциклета.

Приложение №4

ПРИКАЗ

Начальника штаба Верховного Главнокомандующего

от 22 октября 1915 года

На время военных действий:

1/ Сформировать 2-ую отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, присвоить ей штат, объявленный в приказе Верховного Главнокомандующего от 17 августа сего года за №704.

2/ Присвоить существующей такой же батареи наименование «1-й отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту».

Подписал:           Начальник Штаба генерал от инфантерии Алексеев

Из приказа по Сводному дивизиону легких батарей для стрельбы по воздушному флоту от 18 февраля 1916 г. №33 15

15 февраля 1-я автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту выбыла из состава Сводного дивизиона, обороняющего город Минск от налетов. Пять с половиной месяцев батарея находилась на обороне и отлично выполняла свое назначение.

От лица службы благодарю командира батареи капитана Тарновского, штабс-капитана Величко, штабс-капитана Аменицкого, поручика Репнина, поручика Оконева, подпоручика Тарновского, прапорщика Фурсова и прапорщика Штернберга.

Всем нижним чинам спасибо.

Полковник (Энден)

ССЫЛКИ И СНОСКИ:

1 РГВИА, ф.4187, ОП.1, д.20, л.л.27-28.

2 В соответствии с решением Военного совета, одобренным Государем императором Николаем II 8 декабря 1914 г., 12 декабря того же года было начато формирование управления эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» для осуществления стратегических разведывательных и бомбардировочных задач на фронте и в глубоком тылу противника. В феврале 1915 г. сформирована первая воздушная эскадра с дислокацией в н/п Старая Яблонна (Польша).

3 РГВИА, ф.4187. оп.1, д. 3, л.1.

4 Из донесения В.В. Тарновского от 23 июня 1915 г.; там же, д. 7, л.10.

5 Александр Михайлович [1(13).04.1866-26.02.1933] - российский военный деятель, великий князь, адмирал (1916). На военной службе от рождения. По военной службе числился в лейб-гвардии полках (стрелковом гусарском), в артиллерийской бригаде, в гвардейском экипаже. Принимал участие в заграничных военных плаваниях. В 1892 г. принял командование миноносцем «Ревель». В период с 1895 по 1900 гг. проходил службу в качестве старшего офицера на эскадренном броненосце «Сисой Великий» и броненосце береговой охраны «Генерал-Адмирал Апраксин». В мае 1900 г. назначен командиром броненосца «Ростислав». В период с 1902 г. по 1905 г. руководил Главным управлением мореплавания и портов России, одновременно являлся младшим флагманом Черноморского флота. С 1905 по 1909 гг. проходил службу младшим флагманом Балтийского флота. С 1910 г. принял активное участие в создании и развитии отечественной авиации и воздухоплавания, покровитель школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба. В феврале 1910 г. по его инициативе при «Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования» организован Отдел воздушного флота, давший начало формированию в дальнейшем Качинской военной школы летчиков. В октябре 1914 г. заведующий организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта. С 23 января 1915 г. по 21 марта 1917 г. являлся руководителем авиации и военного воздухоплавания в действующей армии. В связи с отречением Государя Императора Николая II от престола добровольно подал в отставку. С 1918 г. находился в эмиграции.

6 РГВИА. ф.4187, оп.1, д.7, л.л.21-24.

7 Там же, д.2, л.л.15-16.

8 'Там же, д.11, л.л.15-18.

9 Сиверс Фаддей Васильевич [1853-?] - российский военачальник, генерал от инфантерии. На военной службе с 1871 г. Командир 10-го армейского корпуса (1914), 10-й армии (1914-1915), начальник штаба 12-й армии (1915). С апреля 1920 г. в резерве чинов ВСЮР.

10 Там же, д.6, л.л.30-32.

11 Там же, д.8, л.л.13-15.

12 Там же, л.л.2-5.

13 Летопись войны 1914-1917 гг. (изд. генерал-майора Д.Н. Дубенского), №60, с.981.

14 Летопись войны 1914-1917 гг. (изд. генерал-майора Д.Н. Дубенского), №64, с.1026.

15 РГВИА, ф.4187, оп.1, д.19, л.16.

Предыдущая Оглавление Следующая