Оглавление Следующая

Человеческий фактор

Николай Юрьев

В 1969 г. - начальник отдела Донгузского полигона, в 1976 г. - заместитель начальника полигона

Этот термин часто употребляется в последнее время и воспринимается как ошибка в управлении или в эксплуатации определенных технических средств (самолета, корабля, автомобиля и др.), приведшая к чрезвычайному происшествию, аварии, катастрофе. Как правило, причиной этих явлений чаще всего (с точки зрения т.н. «человеческого фактора») является нарушение или отступление от инструкций, правил, порядка эксплуатации изделий.

Мы же поговорим об этом самом «человеческом факторе» при испытаниях военной техники и вооружения.

Проявление «человеческого фактора», допущенное при испытаниях, может сказаться через неопределенное, иногда довольно длительное время. Маршал артиллерии П.Н. Кулешов, посещая полигон и беседуя с инженерами-испытателями, не уставал повторять: «Ошибка, допущенная вами на испытаниях при оценке технических и боевых характеристик опытного объекта, поступит в войска многократно повторенная в виде серийных образцов, поставляемых на вооружение». Поэтому на полигоне, как нигде, особо важно и весомо значение народной мудрости: «Семь раз отмерь - один раз отрежь». Ведь полигон, по сути, является последней инстанцией, мерилом соответствия образца заданным тактико-техническим характеристикам.

Как правило, проявление «человеческого фактора» обуславливается несовершенством методик испытаний. Несовершенство же методик объясняется в ряде случаев новизной образца (отсутствие прототипа) и, соответственно, отсутствием уже отработанных и проверенных на практике методик, а также необходимых для испытаний специального оборудования и техники, не всегда имеющихся к началу испытаний на полигоне, ну и, конечно же, неподготовленностью и недостаточной ответственностью испытателей. Однако последнее - неподготовленность испытателей - компенсируется тем, что на первоначальном этапе к проведению испытаний широко привлекаются специалисты (вплоть до операторов систем и боевых расчетов) предприятий-разработчиков, а также тем, что испытания проводятся под руководством комиссий (совместных, государственных, полигонно-войсковых), возглавляемых высококвалифицированными специалистами. Необходимые же приборы, аппаратура и оборудование должны при необходимости создаваться и поставляться на полигон разработчиками соответствующих систем и элементов комплекса, что, кстати, не всегда выполняется, особенно при срыве сроков разработки основного образца. Как говорится, не до жиру - быть бы живу.

PVOts001.jpg

100-мм зенитная пушка КС-19

В конце 1950-х гг. для управления огнем батареи 57-мм зенитных пушек С-60 в НИИ-20 Министерства вооружения под руководством М.М. Косичкина был разработан, испытан на полигоне и принят на вооружение мобильный малогабаритный радиолокационно-приборный комплекс РПК-1 «Ваза», размещенный на автомобиле Урал-375. Не перечисляя состав комплекса и всех его ТТХ, упомянем лишь те, о которых пойдет речь в дальнейшем. В РЛС комплекса был предусмотрен ряд специальных мер по защите от пассивных и активных помех. Станция обеспечивала точность измерения координат со среднеквадратическими ошибками 1,5 д.у. по угловым координатам и 15 м по дальности.

Испытания в условиях пассивных помех проводились по самолету Ил-28. Пассивные помехи создавались двумя самолетами Ил-28, оснащенными автоматами сброса помех АСО-2И. В качестве помех использовались отражатели ДОС-17. Самолет-цель заводился в полосу помех через расчетное время полного раскрытия пачек помех с учетом их снижения по высоте и сноса ветром. Контроль за нахождением цели в помехах осуществлялся по индикаторам аэродромных РЛС управления полетами типа П-30 и П-15.

Ширина диаграммы направленности антенн этих станций составляла около 4,5 град, и, учитывая соотношение импульсного объема РЛС «Ваза» и ширины ДНА П-15 (П-30), оценить с требуемой точностью нахождение самолета-цели предполагалось путем кратковременного переключения РЛС «Ваза» из режима СДЦ в амплитудный режим для корректировки положения цели в полосе помех. Но если в случае этих манипуляций цель сбрасывалась с автосопровождения, то залет считался незачетным по причине именно этого переключения. И в результате испытаний РЛС «Ваза», согласно выводам акта государственных испытаний, обеспечивала в режиме СДЦ сопровождение цели типа Ил-28 в условиях пассивных помех плотностью две пачки на 100 м пути.

Техническими условиями (ТУ) на РПК предусматривалось на больших контрольных испытаниях (БКИ) образца проверять на соответствие заданным требованиям при одновременном воздействии на РЛС активных и пассивных помех. Однако из программы БКИ который раз по представлению полигона заказывающим управлением исключался этот пункт из-за отсутствия аппаратуры создания активных помех. Но в 1969 г., через 10 лет после принятия на вооружение РПК-1 «Ваза», на полигоне было принято решение проверить РЛС в условиях пассивных помех.

В процессе этих испытаний была уточнена методика в части контроля нахождения самолета-цели в облаке (создаваемой полосе) помех. Методикой предусматривалось выведение сигнала от цели и помехи непосредственно после ПУПЧа, перед его поступлением на СДЦ, на встроенный в станцию осциллограф. Теперь положение цели в полосе помех корректировалось по сигналу на осциллографе без вынужденного переключения режимов работы РЛС (СДЦ - амплитудный).

Оглавление Следующая