![]() |
![]() |
![]() |
Начальник Военной авиационной школы полковник С.А. Ульянин |
Верховный главнокомандующий действующей армией (1914- 1915 гг.) Великий князь Николай Николаевич |
Главнокомандующий 6-й армией (1914-1915 гг.) генерал от артиллерии Фан-дер-Флит Константин Петрович |
Для ее решения вокруг Петрограда и Царского Села к началу зимы была развернута целая сеть полевых зенитных подразделений. Между тем на оборудованные позиции Северного (Парголовского), Западного (Петергофско-Высоцкого) и Южного (Гатчинского) участков укрепленного района продолжали поступать личный состав и техника артиллерийского батальона Петроградской крепостной артиллерии, сформированного в составе трех рот по приказу Верховного главнокомандующего от 18 октября 1914 г. за № 111.
Артиллерийские подразделения в составе Петроградского укрепрайона оснащались 3-дм скорострельными полевыми пушками (обр. 1900, 1902 гг.), приспособленными вести зенитный огонь. С этой целью орудия устанавливались на специальные поворотные рамы, конструкции генерала М.Ф. Розенберга16. Это в значительной мере повышало их боевые возможности и качество стрельбы.
На особо опасных направлениях вероятного появления неприятельских летательных аппаратов создавались линии наблюдательных постов за воздушным пространством. Для раннего предупреждения дальние посты были поставлены вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. На побережье Финского залива наблюдательные посты по линии от Выборга до реки Сестры (в северной части) и от Красной Горки до Усть-Нарвы (на южном побережье) были выставлены от 1-й пограничной Петроградской бригады. Одновременно к решению этой задачи подключались силы Балтийского флота, находившиеся в оперативном подчинении 6-й армии (созданной накануне войны для обороны северо-западного района страны), и подразделения береговой линии Финского залива.
Надо сказать, что вышеназванные меры по усилению воздушной обороны российской столицы были далеко не безосновательными. Так, с началом войны германское командование предпринимало неоднократные попытки достигнуть Петрограда. С этой целью использовались военные дирижабли, базирующиеся в Восточной Пруссии (в районе Кенигсберга), способные нести довольно солидную бомбовую нагрузку.
Первые попытки прощупать воздушные маршруты к Петрограду были своевременно вскрыты русской стороной. Так, 9 сентября 1914 г. комендантом Свеаборгской крепости была подготовлена сводка донесений в адрес начальника штаба 6-й армии о наблюдениях за воздушной и морской деятельностью противника, в которой приводились эпизоды полетов неприятельских летательных аппаратов над территорией Финляндии. Уже 13 сентября, в 10 часов вечера над имением Эшнерода у железной дороги Балтийский порт — Ревель (Таллин) пехотной ротой 217-го Ковровского полка был обстрелян дирижабль противника17 . Эти обстоятельства, а также отсутствие в этом районе достаточного количества артиллерии потребовали от руководства армии включить в состав воздушной обороны российской столицы авиацию. Решение данного вопроса было возложено на Военную школу летчиков, расположенную в г. Гатчине. Начальнику Школы (полковнику С.А. Ульянину18) было предписано для осуществления воздушной разведки в районе Петрограда и его окрестностей выделить несколько дежурных летных экипажей, имевших на вооружении 3 аэроплана (предположительно французской конструкции типа «Моран-Ж»). Летным экипажам была поставлена задача, в случае появления воздушного противника, вступать с ним в непосредственное боевое столкновение19 . Дежурство по воздушной обороне было поручено наиболее подготовленным авиаторам: поручикам С.К. Модраху20 и Тушинскому21 (позднее — поручику С.С .Астафьеву22).
В целом, принятые меры позволили осенью-зимой 1914-1915 гг. в северо-западном районе страны заложить основы формирования воздушной обороны крупных военно-промышленных центров, послужившие прототипом создания затем уже в СССР войск воздушной (противовоздушной) обороны страны.
Дальнейшее строительство и совершенствование воздушной обороны российской столицы и Императорской резиденции в Царском Селе осуществлялось исходя из складывающейся обстановки на Восточном фронте. С 23 марта 1915 г. управление 6-й армии было переведено на новый штат Полевого управления армии23 , что обеспечивало более широкие возможности по руководству строительством воздушной обороны столицы. В соответствии с новым штатом в полное подчинение главнокомандующему 6-й армии переходили (помимо непосредственно подчиненных армейских корпусов и отдельных дивизий армии): Балтийский флот (с входящими в его состав крепостями Свеаборг и морской Императора Петра Великого, военными портами — Кронштадский и Петроградский), а также Главный начальник Петроградского военного округа; Финляндский генерал-губернатор; коменданты Кронштадской, Выборгской и Петроградской крепостей; начальники школ: Офицерской электротехнической, Офицерской воздухоплавательной, Военной авиационной (Гатчинской) и Офицерской стрелковой; начальник охраны водного района Архангельского порта и начальник гарнизона г. Архангельска.
С весны 1915 г. генералом Г.В. Бурманом совместно с руководством 6-й армии продолжалась большая работа по формированию единой системы воздушной обороны вокруг российской столицы и Царской Ставки. Для ведения широкомасштабной воздушной разведки в границах 6-й армии создаются две линии воздушного наблюдения: ближняя и дальняя. Территориально дальние посты на севере продолжали оставаться вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. На других направлениях сеть наблюдательных постов располагалась по линии ближайших городов, вдоль побережья Финского залива и железных дорог. В сферу ближней линии входил район российской столицы с удалением на 60-80 км, а также непосредственно сам город. Для ведения воздушной разведки использовались отдельные высотные здания Петрограда, в том числе колокольня Исаакиевского собора, высота которого составляла 43 м.