Предыдущая Оглавление Следующая

Основные характеристики зенитных ракет комплекса С-300В

Наименование

9М83

9М82

1. Длина, мм

7898 (8570*)

9913(10525*)

2. Диаметр, мм

915(930*)

1215(1460*)

3. Масса, кг

- ЗУР в целом

3500 (3600*)

5800 (6000*)

- первой ступени

2275

4635

- второй ступени

1213

1271

- боевой части

150

150

4. Средняя скорость полета ЗУР, м/с

1200

1800

5. Максимальная перегрузка, с

20

6. Границы эффективного действия, км

- дальняя

75

100

- верхняя

25

30

- ближняя

6

13

- нижняя

0,025

7. Потенциальная дальность захвата цели ЭПР 0,05 м2 ГСН, км

30

* характеристики ТПК с ракетой

Таким образом, пусковая установка 9А83 наряду с традиционными для ПУ задачами транспортирования, предстартовой подготовки и пуска ЗУР решала и задачи, осуществляемые в ЗРК других типов станциями наведения ракет (СНР) и радиолокаторами подсвета цели. Но при этом для решении задач наведения ракеты пусковая установка 9А83 использует информацию о кинематических параметрах ЗУР и цели, которой ее обеспечивает многоканальная станция наведения ракет. В соответствии с возложенными на нее задачами в дополнение к традиционным для ПУ механическими, гидравлическими и электрическими системами пусковая установка 9А83 оснащается также развитой радиолокационной и вычислительной аппаратурой.

По командам и ЦУ, передаваемым по телекодовой радиолинии с многоканальной станции наведения ракет, пусковая установка обеспечивала подготовку ЗУР, наведение смонтированной на ней антенной системы станции подсвета цели, выработку и отображение на индикаторе пуска информации о времени до входа цели в зону поражения и времени до ее выхода из зоны, передачу решения этой задачи на многоканальную станцию наведения ракет, пуск двух ЗУР, а также информировала многоканальную станцию наведения ракет о наличии помех ГСН ЗУР.

После старта ЗУР пусковая установка обеспечивала выдачу на многоканальную станцию наведения ракет информации о количестве ЗУР, стартовавших с нее и с сопряженной с нею пуско-заряжающей установки, включение антенной и передающей систем станции подсвета цели на излучение в режиме передачи команд радиокоррекции полета ЗУР, а затем ее переключение на излучение в режиме подсвета цели.

В состав ПУ 9А83 входили:
- устройство для установки ТП К в стартовое положение с гидроприводом;
- радиоэлектронная аппаратура со специальной ЭВМ;
- аппаратура предстартовой подготовки системы самонаведения ЗУР;
- аппаратура стартовой автоматики;
- аппаратура предстартовой подготовки инерциальной системы управления ЗУР;
- станция подсвета цели;

а также аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования; телекодовой связи; система автономного электроснабжения на базе газотурбинного генератора и система жизнеобеспечения.

Все указанные средства ПУ размещались на унифицированном гусеничном шасси «объект 830». Общая масса ПУ с боекомплектом ЗУР составляла — 47,5 т. Расчет ПУ — 3 чел.

ПУ 9А83 была способна обеспечивать одновременно предстартовую подготовку и пуск двух ЗУР с интервалом 1-2 с. Время предстартовой подготовки ЗУР не превышает 15 с. Заряжение ПУ 9А83 осуществлялось с помощью пуско-заряжающей установки 9А85. При предварительном кабельном сопряжении время переключения аппаратуры ПУ с собственного боекомплекта ЗУР на боекомплект пуско-заряжающей установки не превышало 15 с.

Пусковая установка 9А82 была предназначена для транспортирования и хранения полностью боеготовых двух ракет9М82 в ТПК, а также для исполнения совокупности операций, аналогичной выполняемой ПУ 9А83. По конструктивному построению, основным характеристикам и функционированию она отличалась от этой ПУ только устройством для установки ТПК в стартовое положение и механической частью станции подсвета целей. Пусковая установка размещалась на гусеничном шасси «объект 831». Пуско-заряжающая установка 9А85 была предназначена для перевозки и хранения четырех ракет 9М83 в ТПК, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А83 пуска ЗУР 9М83, заряжания ПУ 9А83 ракетами (с самой себя, с транспортной машины 9Т83 или с народнохозяйственных транспортных средств, с грунта, из пакета МС-160.01), а также для самозаряжания.

Время заряжания ПУ 9А83 полным боекомплектом ЗУР составляло 50-60 мин, грузоподъемность крана — 6350 кг. По составу пуско-заряжающая установка отличалась от ПУ наличием крана, установленного вместо различной радиоэлектронной аппаратуры и станции подсвета целей. На ней находились кабели, соединявшие размещенные на ней ракеты с аппаратурой ПУ 9А83. Вместо газотурбинного агрегата электропитания на пуско-заряжающей установке применялся дизельный агрегат.

Вся аппаратура и боекомплект ЗУР располагались на унифицированном гусеничном самоходном шасси высокой проходимости «объект 835». Масса пуско-заряжающей установки с боекомплектом ЗУР — 47 т. Расчет — 3 чел.

Пуско-заряжающая установка 9А84 предназначалась для перевозки и хранения двух ракет 9М82 в транспортно-пусковых контейнерах, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А82 пуска ЗУР 9М82, заряжания этой ПУ и самозаряжения. По своему устройству она отличалась от установки 9А85 только конструкцией устройства для установки ТПК в стартовое положение, а по основным характеристикам и принципам функционирования была аналогична ей.

Зенитная управляемая ракета 9М83 была предназначена для поражения самолетов, в том числе маневрирующих с перегрузками до 7-8 единиц и действующих в условиях радиопротиводействия, крылатых ракет, в том числе низколетящих типа ALCM, баллистических ракет типа «SCUD» и «Ланс», а ЗУР 9М82 — также и для поражения головных частей ракет«Першинг-1А», «Першинг-1Б», авиационных БР типа SRAM, самолетов-постановщиков активных помех на дальностях до 100 км.

ЗУР 9М82 и 9М83 представляли собой двухступенчатые твердотопливные ракеты, выполненные по аэродинамической схеме «несущий конус» с газодинамическими органами управления первой ступени. Ракеты размещались в ТПК. Конструкция ракет была в максимальной степени унифицирована, основные отличия были связаны с применением более мощной стартовой ступени на 9М82.

PVSV1090.jpg PVSV1091.jpg

ЗУР 9М83 (справа) и её транспортно-пусковой контейнер

Компоновка ЗУР 9М83 ЗРС С-300В (по разрезному макету на «Мосаэрошоу-92»)

Предыдущая Оглавление Следующая