Предыдущая Оглавление Следующая

PVSV2030.jpg PVSV2029.jpg

Компоновка ЗУР 9М330 ЗРК "Тор" (выполнена по учебнику "Проектирование ЗУР")

1 - антенна передатчика радиовзрывателя; 2 - передатчик радиовзрывателя; 3 - рулевая машинка; 4 - сопло газоструйной системы склонения; 5 - газогенератор рулевого привода; 6 - газогенератор газоструйной системы склонения; 7 - бортовой электроразъем; 8 - источник электропитания; 9 - автопилот; 10 - приемник радиовзрывателя; 11 - антенна приемника радиовзрывателя; 12 - блок радиоуправления; 13- антенна радиоуправления; 14 - предохранительно-исполнительный механизм; 15 - боевая часть; 16- твердотопливный двигатель; 17- торсион раскрытия консоли крыла; 18 - подшипник проворота блока крыльев

PVSV2031.jpg

Модуль 9М334 с ЗУР 9МЗ31 в четырехместном ТПК 9Я281

Стрельбы ЗРК "Тор "

В ракете применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами и фиксируются в полетном положении. В транспортном положении левые и правые консоли складываются навстречу друг другу. Пороховое катапультирующее устройство находится снаружи корпуса ракеты. Загрузка ракет в боевую машину осуществляется с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.

При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводились перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществляется до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного на основании аэродинамического руля. Газореактивная система пропорционального регулирования обеспечивает управление ракетой по трем каналам. Применение «скользящего уплотнения» по сравнению с обычными клапанами создает более благоприятные условия работы подвижных газораспределителей под воздействием горячих газов, хотя и связано с утечками продуктов сгорания, которые при времени работы 1-2 с не превышают 5-8%. Суммарное управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля, достигая максимума при отклонении руля на 10 град. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении кинематической траектории.

Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16-21 м от среза пускового устройства (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50 град.). Таким образом, весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинается набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляет 700-850 м/с. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц, поражая цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров цели (от 3-4 до 20-30 м) и параметров ее движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального их накрытия осколками боевой части широкого диапазона целей на больших высотах со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки времени подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости и ракурса сближения ракеты с целью. В результате обеспечивается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район системы управления, боевой части. На малых высотах осуществляется селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (в том числе БЧ — 14,8 кг), длина ЗУР — 2898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz