После окончания работы двигательной установки полет продолжается по инерции. Заряды воспламеняются от воспламенителей (10 и 13) двигательной установки.
Источником электропитания бортовой аппаратуры ракеты являются твердосолевые батареи Т-158Б, смонтированные в блоке электропитания (4); выход на режим батарей осуществляется во время запуска ракеты. Постоянное напряжение, вырабатываемое батареями, поступает в преобразователь блока электроники (17) ракеты, который преобразует его в напряжения, необходимые для питания всего бортового оборудования.
Управление снарядом по курсу и тангажу осуществляется по командной радиолинии. Для приема сигналов команд управления на ракете установлен блок бортовой радиоаппаратуры (15), расположенный в хвостовом отсеке ракеты. Сигналы команд управления принимаются рупорной антенной блока, детектируются и усиливаются в приемнике. С помощью дешифратора сигналы команд распределяются по каналам курса и тангажа, усиливаются в магнитных усилителях и затем поступают в блоки рулевых машин (14), жестко связанных с органами управления — рулями. В блоках рулевых машин электрические сигналы команд преобразуются в углы поворота соответствующих рулей ракеты. В ракете установлено три блока рулевых машин — два курсовых и один тангажный.
Курсовые блоки рулевых машин, связанные с рулями, расположенными на крыльях №1 и 3, служат для управления ракетой по курсу и стабилизации её по крену. Тангажный блок рулевой машины жестко связан с рулями крыльев №2 и 4 и служит для управления ракетой по тангажу. Во время полета тангажные рули при нулевой команде отклонены вверх на угол 5° и создают подъемную силу, необходимую для компенсации веса ракеты.
В качестве рабочего тела для рулевых машин используется сжатый воздух, заключенный в воздушном баллоне отсека питания (6), под давлением около 260 атм. Во время запуска ракеты воздух поступает из баллона в пневмосистему ракеты, редуцируется до давления 4-6 атм и по системе воздухопроводов направляется к блокам рулевых машин.
Наблюдение за полетом снаряда осуществляется по трассерам-лампам (16), установленным на тангажных крыльях ракеты. При стрельбе днем наблюдение осуществляется по трассеру белого огня, а по стрельбе в сумерки по лампе накаливания, находящейся в задней части трассера-лампы. Лампа накаливания питается постоянным напряжением от бортовой системы электропитания. Переключение режимов работы «День» и «Сумерки» осуществляется оператором на блоке пуска пусковой аппаратуры боевой машины.
Боевая часть 9Н114 (2) обеспечивает поражение танка и является боевой частью кумулятивного действия. Срабатывание боевой части осуществляется при встрече снаряда с преградой от импульса тока, вырабатываемого пьезоэлектрическим взрывателем, состоящим из пьезогенератора (1) и донной части — предохранительно-детонирующего механизма (3).
Взведение взрывателя осуществляется на расстоянии 70-200 м от пусковой установки с помощью инерционного взводящего и узла дальнего взведения. При встрече с целью пьезогенератор вырабатывает электрический импульс для срабатывания электрогенератора взрывателя, приводя тем самым в действие боевую часть ракеты.
БЧ представляет собой автономный легкосъемный узел. Прочный стальной обтекатель обеспечивает эффективное действие по бронированным целям, находящимся за легкими маскировочными укрытиями, например фанерой до 5 мм, ветками кустарника диаметром до 8-10 мм и стальной сеткой из проволоки диаметром до 1,5-2 мм и размером ячеек не менее 10x10 мм.
ПТУР 9М17П активно поставлялась на вооружение Советской Армии, т.к. помимо хороших ТТХ являлась некоторое время единственным образцом управляемого вооружения армейской авиации, однако её место постепенно стали занимать более совершенные боеприпасы.
С середины 1970-х гг. ПТУР 1-го поколения 9М17П стала вытесняться ракетой 2-го поколения 9М114, разработанной Коломенским КБМ, которая применяется для стрельбы на дальность до 5000 м в составе ПТРК «Штурм», установленных на вертолетах Ми-24 и боевой машине 9П149. ПТУР 9М114 также, как и «Фаланга», управлялась по радиоканалу, обладала такой же бронепробиваемостью, но имела в два раза большую максимальную скорость полета (время полета на максимальную дальность также сократилось в два раза) при несколько большей стартовой массе. ИК-лампа — ответчик и литерные частоты обеспечили «Штурму» хорошую помехозащищенность от ИК и радиопомех, а труба-контейнер обеспечила высокую стойкость к внешним воздействиям (в т.ч. климатическим) при эксплуатации и хранении. Вероятность попадания в цель типа «танк» также существенно возросла, составив 0,75-0,9 в зависимости от дальности стрельбы.
С 1980 г. поставки ПТУР 9М17П прекратились, однако производство этих ракет на экспорт на Ковровском механическом заводе продолжалось до 1990 г.
Ракета «Фаланга» под шифром «Скорпион» поставлялась в 16 стран в общем количестве более 24 тыс. шт. При этом до 1980 г. их было поставлено около 3,5 тыс., причем Ираку досталось 2900 шт. , ГДР — 450, Болгарии — 400, остальное получили Чехословакия, Польша, Венгрия и Афганистан. После 1980 г. Алжир получил 5000 шт., ГДР — 2850 шт., Ливия — 2700 шт., кроме того, ракеты в больших количествах поставлялись в Ирак, Болгарию, Кубу, Индию, Мозамбик, Анголу, Сирию, Венгрию и в другие страны.
ПТРК «Фаланга» был снят с вооружения Вооруженных Сил РФ в 1997 г., однако ОАО «Ковровский Механический Завод» и ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана» (г.Москва) вышли в ГРАУ МО с инициативой модернизации ПТУР 9М17П, проводимой по двум направлениям:
1. Модернизация ПТУР 9М17П в интересах инозаказчика с целью оснащения ракеты модернизированной боевой частью фугасного действия.
2. Создание имитатора воздушной цели на базе модернизированной ПТУР «Фаланга-М» в составе мишенного комплекса.
Первое направление модернизации было реализовано началом ОКР, проводимой по тактико-техническому заданию, согласованному ГРАУ МО РФ в 2000 г. Функции головного предприятия взяло на себя ОАО «Ковровский механический завод», соисполнители: ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана» и ФГУП «ГосНИИМаш» (г. Дзержинск).
По второму направлению модернизации также было выдано тактико-техническое задание, согласованное ГРАУ МО РФ в 2000 г. Головное предприятие — ГУП «КБ ТочМаш им. А.Э. Нудельмана», соисполнитель — ОАО «Ковровский механический завод».
Предложение об оснащении ПТУР 9М17П фугасной боевой частью было вызвано тактической необходимостью, сложившейся в локальных конфликтах (типа чеченского, кашмирского и македонского) и заключающейся в эффективной борьбе силами наземных огневых средств и армейской авиации с рассредоточенными по открытой местности и горам боевыми группами, которые используют укрепленные здания, пещеры и легкие полевые укрытия. Таким образом фугасная боевая часть должна иметь еще и бетонобойное действие вкупе с хорошим запреградным эффектом.
Модернизированная фугасная боевая часть 9Н114М2 (18) была разработана и прошла предварительные испытания в 2000 г. на ФГУП «ГосНИИМаш». Испытания проводились на основное действие, безопасность и прочность.
БЧ 9Н114М2 имеет заимствованные от базового образца 9Н114 головодонный взрыватель и корпус. Кумулятивная воронка выполнена сферической и предназначена для образования ударного ядра, обеспечивающего бронепробиваемость по нормали к преграде 100-120 мм и бетонобойное действие до 500 мм. Объемно-детонирующий состав имеет фугасное действие эквивалентное 7,5 кг ТНТ и обеспечивает хороший запреградный эффект. Массогабаритные, аэродинамические и центромассовые характеристики 9Н114М2 аналогичны 9Н114.
УР 9М17М2 «Фаланга-М2» представляет собой модернизированную ПТУР 9М17П, оснащенную фугасной БЧ 9Н114М2, и предназначена для поражения железобетонных, кирпичных, деревоземляных оборонительных сооружений, легко и среднебронированной техники, легких боевых кораблей, наземных складов ГСМ, живой силы в легких полевых укрытиях при стрельбе в составе штатного ПТРК «Фаланга». Тактико-технические характеристики 9М17М2 такие же, как и у 9М17П со следующими отличиями:
- бронепробиваемость не менее 50 мм гомогенной стальной брони под углом 60° от нормали к броне (не менее 100 мм по нормали);
- фугасное действие эквивалентное 7,5 кг ТНТ.
В настоящее время проводятся приемочные испытания УР 9М17М2, изготовленных с комплектацией ракетными частями изделий 9М17П 1976-1978 гг. выпуска. Первый их этап показал следующее:
1. Ракетные части с 25-ти летним сроком хранения обеспечивают штатный управляемый полет на максимальную дальность в температурном диапазоне от -40 до +50°С (что говорит о большой надежности ПТУР 9М17П).
2. Срабатывание БЧ происходит в жестких условиях, в т.ч. при попадании УР в бронещит под углом 20° к линии выстрела (70° от нормали к броне) или падении в мягкий болотный грунт, фугасное действие хорошее, о чем говорит, например, то, что 50-мм бронещит, выставленный под углом 20° от грунта, при попадании УР разрушился.
Перспектива проявления интереса инозаказчика к модернизации ПТУР 9М17П подтверждается наличием большого количества ракет выпуска 1980-х гг. и вертолетной техники, укомплектованной ПТРК «Фаланга» («Скорпион»), Индия, вовлеченная в противостояние с Пакистаном, имеет более 30 ед. таких вертолетов, активно их эксплуатирует в т.ч. с применением ПТРК. Началом совместных работ может стать продление сроков техпригодности имеющейся матчасти. При проведении совместных с инозаказчиком НИОКР по модернизации УР «Фаланга» возможна разработка и других вариантов БЧ: кумулятивной моноблочной с бронепробиваемостью до 800 мм по нормали, осколочно-фугасной, обеспечивающей поражение живой силы в положении «лежа» на приведенной площади 600 м2 и фугасное действие 4,4 кг ТНТ.