29 февраля 1936 г. на вооружение приняли Т-38, разработанный Н.А. Астровым на заводе № 37 и выпускавшийся в 1936-1937 и 1939 гг. заводами № 37 в Москве и ГАЗ в Горьком. В Т-38 изменили компоновку обитаемого отделения (башню перенесли на левую сторону), улучшили соотношение габаритов. Двигатель и коробку передач позаимствовали от автомобиля М-1. Роль механизма поворота выполняли бортовые фрикционы. Танк оказался более устойчивым на суше и на плаву. Всего выпущено 1217 Т-38 нескольких модификаций — так, в 1938 г. на танк установили двигатель М-1 (50 л.с.) и улучшили ходовую часть (Т-38М2).
![]() |
![]() |
Малый плавающий танк Т-38 |
Подвеска бронеавтомобиля БА-20 к бомбардировщикуТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 |
![]() |
![]() |
Подвеска танка Т-38 к бомбардировщику ТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 |
Подвеска 76-мм пушки под ТБ-3 |
Бронеавтомобиль Д-12 был сконструирован под руководством Н.И. Дыренкова на базе автомобиля ГАЗ-А («Форд-А», 4x2). Он сохранил автомобильную компоновку и не имел башни. В обитаемом отделении слева располагался водитель, справа — пулеметчик. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре в лобовом листе (у Д-8 была и вторая установка под пулемет в корме сварного корпуса). Одновременно с заменой Т-37А танком Т-38 на место не слишком удачного Д-12 пришел башенный БА-20 на базе автомобиля М-1 (4x2). В его обитаемом отделении впереди размещался водитель, позади него — командир. В башне в шаровой опоре крепился пулемет ДТ.
Характеристики подвески ПГ-2П |
||
Груз |
Масса комплекта, кг |
Масса подвески, кг |
ГАЗ «Пикап» |
144 |
1250 |
Т-37 |
150 |
3600 |
Т-38 |
155 |
3400 |
Две 76-мм пушки обр. 1927 г. |
165 |
1625 |
В 1930-е гг. советские специалисты рассматривали четыре основных способа десантирования — парашютный, посадочный (второй эшелон десанта после захвата необходимых взлетно-посадочных полос), беспарашютный сброс с бреющего полета («выбрасываемый десант»), планерный. В отношении БТТ до практики доведен был только первый, хотя прорабатывались все четыре направления. Работы по воздушно-десантной тематике сосредоточились тогда в ОКБ под руководством П.И. Гроховского1. В качестве транспортно-десантных использовались штатные самолеты ВВС РККА и Гражданского воздушного флота, и, поскольку транспортных самолетов достаточной вместимости и грузоподъемности еще не существовало, вызвала интерес широко разрекламированная идея Кристи об использовании для этого тяжелого бомбардировщика. Первые попытки подвески танкеток под фюзеляж ТБ-1 делались в 1932 г., а к 1935 г. ОКБ отработало универсальную подвеску ПГ-12 («подвеска грузовая», хотя «Г-12» могло расшифровываться и как «12-й объект Гроховского») для переброски габаритных грузов на штатных внешних бомбодержателях четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3 — тем более что ТБ-3 уже переделывался в транспортно-десантный. Наиболее массовыми были бомбардировщики с двигателями М-17Ф по 175 л.с., но для десантов предпочитали ТБ-3 с двигателями М-34 и М-34Р (по 830 л.с.), способный нести 30-35 парашютистов.
Схема установки крепежных узлов ПГ-12 на плавающий танк Т-37А. Из руководства по подвеске ПГ-12
' ОКБ организовано на базе отдела НИИ ВВС в апреле 1932 г., в марте 1934 г. преобразовано в Экспериментальный институт ГУАП Наркомата тяжелой промышленности.