БТТ СОВЕТСКИХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ЧАСТЕЙ (1930-1941 гг.)
Модель |
Т-27 |
Т-37А |
Т-38 |
Д-12 |
БА-20 |
Год выпуска |
1931 |
1933 |
1936 |
1931 |
1936 |
Боевая масса, т |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
1,6 |
2,3 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Высота, м |
1,44 |
1,84 |
1,63 |
2,01 |
2,30 |
Длина, м |
2,6 |
3,73 |
3,8 |
3,5 |
4,1 |
Ширина, м |
1,8 |
1,94 |
2,3 |
1,7 |
1,8 |
Клиренс, м |
0,24 |
0,285 |
0,38 |
0,22 |
0,23 |
Вооружение: пулеметы |
|||||
кол-во х калибр, мм |
1x7,62 ДТ |
1x7,62 ДТ |
1x7,62 ДТ |
1x7,62 ДТ* |
1x7,62 ДТ |
Боекомплект, патронов |
2500 |
2140 |
1512 |
2079 |
1386 |
Толщина брони, мм: |
- |
- |
- |
-. |
- |
лоб корпуса |
10 |
8 |
9 |
7 |
6 |
борт корпуса |
10 |
8 |
9 |
7 |
6 |
Башня |
- |
8 |
9 |
- |
6 |
Двигатель: марка |
«Форд-АА» |
ГАЗ-АА |
ГАЗ-АА |
«Форд-А» |
М-1 |
тип ** |
К (4) Ж |
К (4) Ж |
К (4) Ж |
К (4) Ж |
К (4) Ж |
Мощность, л. с. |
40 |
40 |
40 |
40 |
50 |
Удельная мощность, л.с./т |
14,8 |
12,5 |
12,1 |
25,0 |
21,7 |
Скорость, км/ч: |
- |
- |
- |
- |
- |
максимальная на суше |
42 |
36 |
40 |
85 |
90 |
на плаву |
- |
4-6 |
6 |
- |
- |
Запас хода по шоссе, км |
110 |
200-230 |
220 |
215 |
350 |
Удельное давление, кг/кв.см |
0,64 |
0,5 |
0,44 |
2,27 |
2,7 |
Радиостанция |
- |
71-ТК-1 |
71-ТК-1 |
- |
71-ТК-1 |
(на командирских машинах) |
|||||
Тип антенны |
- |
поручневая |
поручневая |
- |
поручневая |
Примечания: * — на авиадесантных Д-12 зенитный пулемет «Максим» не устанавливался ** — К — карбюраторный, в скобках — число цилиндров, Ж — жидкостное охлаждение
В апреле 1941 г. НИИ ВВС завершил испытания новых подвесок и платформ. В частности, группа Привалова усовершенствовала ПГ-12. Новая подвеска ДПТ-2 крепилась на бомбовые замки Дер-12 и Дер-20 и служила для переброски самолетами ТБ-3-4М-34Р и ТБ-3-4М-34РН (с форсированными до 970 л.с. двигателями М-34РН или М-34РНФ) автомобилей ГАЗ-А с рацией 5-АК, ГАЗ-АА с установленной на нем 76-мм полковой или 45-мм противотанковой пушкой, М-1 и М-1 «Пикап», бронеавтомобиля БА-20 или ФАИ, танка Т-38, грузовой платформы ГП-1. От ПГ-12 подвеска ДПТ-2 отличалась крепежными узлами и устройством стержней, стала надежнее и безопаснее в полете. На танк Т-38 на месте срубленных заклепок и вывернутых винтов крепились сварные кронштейны. На кронштейн 6 заклепками крепился шар с фланцем. Такой узел крепился к броневой крыше 2 винтами, к борту — 3 болтами, отверстия под которые сверлились по месту. Экипажу из 2 человек требовалось на такую работу около 6 часов. Замена «ушка» в креплении стержней на «шарик» придала дополнительную степень свободы, снизила риск поломки при боковом изгибе, уменьшила нагрузки, передаваемые подвеской на фюзеляж самолета. Т-38 подвешивался под самолет кормой вперед, башня разворачивалась пулеметом назад и контрилась, все люки закрывались и запирались. Узлы крепления автомобиля М-1 и выполненного на его шасси БА-20 отличались от узлов для ГАЗ-А и Д-12 размерами и усилительными планками. Автомобили и бронеавтомобили при подвеске разворачивались радиатором к хвосту самолета, при этом башня БА-20 должна была располагаться между бомболюками.
![]() |
![]() |
Самолет Г-37 со сбрасываемой парашютной десантной или грузовой кабиной мог бы стать средством десантирования малого танка, но не продвинулся дальше опытных полетов |
Подвеска грузового автомобиля ГАЗ-АА под самолет ТБ-3 |
Если посадочное десантирование БТТ довели до реальных устройств, то с парашютным дело обстояло сложнее. Еще в октябре 1932 г. прошел испытания «метод срыва», разработанный Гроховским, Титовым и Афанасьевым для сброса грузов свыше 0,5 т. Суть метода заключалась в том, что парашют раскрывался до отделения груза от носителя и укороченной стропой открывал замки крепления. К моменту отделения груза парашют оказывался раскрытым — так уменьшались динамические нагрузки. В 1934 г. «гроховчане» продемонстрировали возможность сброса таким образом автомобиля на грузовом парашюте с отстрелом строп после приземления — парашют предназначался также для сброса танкетки, пушки, мотоцикла. Демонстрация прошла, как обычно у Гроховского, с помпой, но продолжения работа не имела. Очевидно, сложности, связанные с доводкой объекта оказались «гроховчанам» не под силу — увы, так закончилась не одна разработка под руководством Гроховского. Метод срыва нашел себе применение на практике уже после Великой Отечественной войны. Малый танк или бронеавтомобиль могли бы десантироваться в сбрасываемой парашютной грузовой кабине самолета «Универсальное летающее крыло» Г-37, но работа по нему была прервана.