Оглавление Следующая

ПОСЛЕДНИЙ "РЮРИК"

Алексей Шеленков

Rur14001.jpg

Имя легендарного норманнского конунга Рюрика, призванного в 862 г. на княжение в древний Новгород и заложившего основы российской государственности, в русском флоте носило несколько кораблей.

Первым в этом ряду был бриг «Рюрик», который в 1815-1818 гг. совершил кругосветное плавание под командованием Отто Коцебу.

В 1852 г. на верфи в финском городе Або (Финляндия тогда входила в состав Российской Империи) был построен 4-х пушечный пароходофрегат «Рюрик», находившийся в составе российского военного флота до 1870 г.

Его сменил третий «Рюрик» — пароходофрегат, построенный тоже в Або, служивший с 1870 по 1890 гг.

В веках прославил имя «Рюрик» четвертый корабль — крейсер 1-го ранга, спущенный на воду в 1892 г. и отличившийся во время русско-японской войны 1904-1905 гг. В составе Владивостокского отряда крейсеров он действовал на японских морских коммуникациях. Утром 1 (14) августа 1904 г., находясь в Корейском проливе, отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вступил в бой с четырьмя броненосными и двумя легкими крейсерами японцев. В ходе боя «Рюрик» получил тяжелые повреждения, потерял управление, из 763 членов экипажа погибли 204, включая командира корабля капитана 1 ранга Е. Трусова и старшего офицера капитана 2 ранга Н. Холодовского, еще 305 человек были ранены. Принявший командование лейтенант К. Иванов, ввиду угрозы захвата утратившего боеспособность корабля противником, приказал затопить крейсер.

В память о славном корабле и его отважном экипаже, до конца выполнившем свой воинский долг, имя «Рюрик» получил пятый корабль — броненосный крейсер, вошедший в состав Российского флота в июле 1909 г. О нем наш рассказ.

Броненосный крейсер такого типа явился развитием идеи создания башенного 15000-тонного крейсера, которая была выдвинута еще в 1895 г. конструкторами Балтийского Судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге и нашла воплощение в эскадренных броненосцах типа «Пересвет». Тактическое назначение такого крейсера — непосредственное взаимодействие с эскадрой линкоров в бою. В июле 1904 г. был объявлен конкурс среди фирм-строителей. В результате обсуждения предложений в Морском Техническом комитете Морского министерства (МТК) лучшим был признан проект известной британской фирмы «Виккерс», находящейся в городе Барроу-ин-Фернесс.

После утверждения эскизных чертежей и спецификаций 31 мая 1905 г. фирма «Виккерс» получила подряд на постройку крейсера. Предварительный срок работ определялся в 20 месяцев, стоимость заказа оценивалась в 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Предполагалось, что по чертежам заказанного фирме «Виккерс» крейсера еще два его систершипа будут построены в России, но из-за предложения применить в качестве главного двигателя турбины и необходимости внесения в первоначальный проект значительных изменений постройку этих кораблей сначала отложили, а затем и совсем отменили.

В июне 1905 г. теоретический чертеж крейсера был передан на плаз завода фирмы «Виккерс», 9 августа на стапеле установили первый лист горизонтального киля. К январю 1906 г. масса корпуса на стапеле уже достигала 2600 тонн.

С русской стороны наблюдение за постройкой корабля осуществляли: старший делопроизводитель кораблестроительного отдела МТК К.А. Теннисон; его помощниками, наблюдавшими за работами по корпусу, были корабельные инженеры А.Н. Прохоров и В.П. Соколов. За работами по механической части наблюдал подполковник Т.Р. Нейман, по артиллерии — полковник В.Л. Голубцов, по минно-торпедному вооружению — лейтенант А.В. Развозов.

Командир корабля капитан 1 ранга Н.О. Эссен и наблюдающие прибыли в Великобританию в апреле-июне 1906 г. В январе следующего года Теннисона сменил младший судостроитель подполковник А.П. Титов, В.П. Соколова в июле — корабельный инженер поручик В.П. Костенко (участник Цусимского сражения, впоследствии — видный судостроитель).

Rur14002.jpg Rur14003.jpg
Крейсер "Рюрик" Крейсер "Рюрик" в достройке

Оглавление Следующая