Для реализации положений новой концепции в МКБ «Факел» была проделана гигантская работа, в результате которой возрос объем наземной отработки бортовой аппаратуры и опытных образцов ракет, были созданы новейшие стенды и лаборатории, специальные методики проведения испытаний. Ракеты и их аппаратура стали испытываться в наземных условиях при одновременном воздействии на них различных сочетаний температуры, давления и вибраций, причем в реальном спектре вибрационных воздействий: от сверхвысоких до низких частот.
Изначально С-300П задавалась как самоходная система, способная обеспечить развертывание на неподготовленной в инженерном отношении местности в течение пяти минут. Для выполнения этого требования в качестве базового шасси для размещения всех боевых элементов системы был принят четырехосный автомобиль типа МАЗ-543, уже применявшийся к тому времени как шасси для пусковых установок оперативно-тактических ракет Р-17 (Scud) и «Темп-С». Для размещения части средств комплекса были выбраны полуприцепы.
Однако создание унифицированного шасси с размещением систем энергообеспечения элементов аппаратуры различной конструкции и мощности: связи, приборов ночного видения, а также контейнеров с аппаратурой потребовало существенной доработки МАЗ-543. При этом с учетом значительно меньшей длины ЗУР по сравнению с баллистическими ракетами главный конструктор Минского завода колесных тягачей Б.Л. Шапошник предложил отказаться от установки правой кабины и разместить ряд автомобильных агрегатов выше двигателя, справа от оставшейся кабины.
Однако на начальных этапах темп разработки радиоэлектронной части системы был заметно выше темпов работ по новому автомобильному шасси, получившему наименование МАЗ-543М. В связи с этим руководство МКБ «Стрела» предложило Заказчику осуществить в первоочередном порядке разработку системы в транспортируемом контейнерном варианте, в котором все боевые элементы и средства управления системы создавались бы и выпускались в контейнерном исполнении и перевозились с помощью полуприцепов и транспортных автопоездов. На полевой позиции при боевой работе контейнеры с оборудованием должны были располагаться на грунте или в укрытиях на специальных основаниях, а на заранее подготовленных позициях - в железобетонных укрытиях. В связи с тем что значительная часть новых комплексов, в том числе и развертываемые в первую очередь, предназначалась для защиты именно стационарных объектов, Заказчик согласился с этим предложением. Было принято решение об опережающем создании системы С-300П в контейнерном исполнении под наименованием С-300ПТ (транспортируемая), а последующий вариант с использованием МАЗ-543М получил обозначение С-300ПС (самоходная).
Использование контейнерного варианта вело к увеличению времени развертывания С-300П с 5 минут до одного часа, но с учетом упомянутых обстоятельств это не имело решающего значения на начальных этапах ввода в строй новой системы. В дальнейшем разработка С-300ПТ велась опережающими темпами: он первым прошел испытания, был принят на вооружение и освоен в серийном производстве.
Первый вариант пусковой установки под обозначением 5П85П представлял собой перевозимый стартовый стол, обеспечивавший развертывание ракетной батареи на неподготовленной позиции. Первоначально на пусковой установке предполагалось разместить связку-кассету с пятью ракетами, находящимися в ТПК диаметром по 1,1 м. Связка ТПК должна была доставляться на позицию и устанавливаться в вертикальное положение посредством выполненной на базе шасси МАЗ-543 транспортно-установочной машины (ТУМ).
Однако более глубокая проработка подобной связки ТПК показала наличие существенных трудностей при ее эксплуатации. Не обеспечивался заданный темп пуска ракет, так как старт первой же ЗУР приводил к раскачке кассеты. При выходе из строя одной из ракет в ТПК или при израсходовании части из объединенных в связке ТПК для восстановления боекомплекта требовалась замена всей связки в целом. Подобное перезаряжание кассеты при неполном расходе ракет, как и хранение кассет, оборудованных общим электроразъемом, вело к дополнительным проблемам при эксплуатации.
Кроме того, постоянно пребывание в вертикальном положении придавало дополнительные демаскирующие признаки пусковой установке. В конечном счете после согласования технического задания число ТПК в кассете было сокращено до четырех.
После разработки эскизного проекта стартового стола была также выпущена рабочая документация по 5П85П, но «в металле» данный вариант так и не изготовили. В дальнейшем все усилия разработчиков были сосредоточены на буксируемой пусковой установке 5П851, выполненной в виде полуприцепа с размещенными на нем качающейся частью со связкой из четырех контейнеров и гидравлического привода для подъема качающейся части, перемещения связки ТПК и выдвижения опорных домкратов.
На боевой позиции после отцепления полуприцепа и установки разводимых гидравлических опор пусковые установки соединялись кабелями с расположенным на удалении в несколько десятков метров контейнером подготовки ракет и управления стартом и с системой электропитания.
С начала 1970-х гг. испытания и доводочные работы по опытному варианту ракетного комплекса и средств управления системы С-300П, так же как и комплексов практически всех последующих модификаций С-300П, проводились на 10-м Государственном научно-испытательный полигоне Войск ПВО в районе города Сары-Шаган у озера Балхаш (Казахстан). Там же отрабатывались средства радиолокационной разведки, элементы средств управления и производилось сопряжение системы в полном составе. Параллельно с испытаниями на полигоне был проведен большой объем наземной отработки.