5. Плотная компоновка. Плотная компоновка достигается предельным сокращением объемов рабочих мест членов экипажа, обеспечивающим их нормальное функционирование, размещением всего оборудования танка с минимальными зазорами, сокращением числа агрегатов трансмиссии и соединяющих их зубчатых муфт.
6. Вынос некоторых элементов из забронированного объема.
Это надбашенное размещение пушки (БМП «Мардер», ФРГ), наружное расположение воздухоочистителей (М60, США), части топливных и масляных баков, ящиков с ЗИП, монтаж снаружи подвесок, перенос бортовых редукторов внутрь ведущих колес, размещение дымовых гранат на наружной поверхности башни и т. д.
7. Применение легких металлических и полимерных материалов.
Для уменьшения массы бронированного корпуса используются различные пластмассы, синтетические материалы, керамика. Противопульная броня из алюминиевых сплавов при равной со стальной броней пулестойкостью имеет меньшую массу. Перспективными являются замена стальных траков титановыми, выполнение опор башни из алюминиевого сплава, а тел качения - из пластмассы. Многие отечественные и зарубежные танки имеют опорные катки из алюминиевых и магниевых сплавов.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕЙ КОМПОНОВКЕ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Установка наиболее мощного вооружения и обеспечение эффективности его использования.
Это требование при проектировании танка является исходным и выполняется в основном при компоновке боевого отделения путем его размещения в средней части танка, обоснованным выбором объема боевого отделения и применением опор большого диаметра.
Размещение боевого отделения в средней части танка обеспечивает равные углы снижения оружия при стрельбе в сторону носа и кормы, лучшие условия для обеспечения кругового обзора, более равномерное распределение нагрузки от тяжелой башни по длине опорной поверхности и лучшую проходимость, уменьшение вредного влияния на членов экипажа, находящихся в боевом отделении, продольно-угловых колебаний машины.
Объем боевого отделения в корпусе и башне танка должен обеспечивать удобное размещение членов экипажа, установку мощного вооружения с обслуживающими его системами и приборами и размещение достаточного боекомплекта. Объем боевого отделения основных современных танков находится в пределах 6-10 м3, что составляет 50-60% всего внутреннего забронированного объема. Это достигается предельным уплотнением компоновки других отделений и выносом в них части боекомплекта танка.
Применение опоры башни большого диаметра обеспечивает установку в башню мощной артиллерийской системы. С этой целью предельно увеличивают ширину корпуса в свету. Если этого недостаточно, используют надгусеничную нишу (Т-34, ИС-3, Pz.V «Пантера», «Чифтен», «Леопард») или расширяют корпус под башней (Т-62, Т-72).
Надежная защита танка от средств поражения. Она достигается соответствующим расчетом и конструкцией броневых деталей корпуса и башни и рациональными общекомпоновочными решениями, применением систем специальной защиты.
Применение дифференцированного кругового бронирования в соответствии с плотностью снарядных попаданий в различные броневые детали корпуса и башни значительно снижает вероятность преодоления броневой защиты при постоянной массе, отпущенной на бронирование, а следовательно, и вероятность поражения танка. При этом толщина деталей броневой защиты, наименее подверженных обстрелу, не должна снижать прочность и жесткость корпуса.
Уменьшение размеров танка и особенно его высоты и площади фронтальной проекции, затрудняет обнаружение машины на поле боя за счет лучшего использования защитных свойств местности, значительно снижает вероятность попаданий и делает танк более устойчивым к опрокидыванию ударной волной ядерного взрыва. Важным конструктивным мероприятием в этом направлении является применение подвесок, позволяющих регулировать величину клиренса.
Увеличение снарядостойкости корпуса и башни за счет увеличения углов встречи снаряда с броней на наиболее вероятных направлениях обстрела повышает вероятность рикошетирования снаряда и нарушает формирование кумулятивной струи. Отсутствие в наиболее ответственных броневых деталях отверстий, лючков и люков, значительно ослабляющих броневую защиту, тоже способствует повышению снарядостойкости.
Для обеспечения противокумулятивной стойкости применяются противокумулятивные экраны, динамическая защита, разнесенная броня, включение в состав брони различных наполнителей, комбинированная броня. Можно использовать активную защиту, которая позволяет уничтожать кумулятивные снаряды с относительно малой скоростью полета по траектории.
Обеспечение защищенности ходовой части и ее противоминной стойкости достигается уменьшением высоты гусеничного обвода, расположением узлов подвески ближе к днищу машины, что позволяет использовать защитные свойства микрорельефа местности, и размещением некоторых узлов подвесок внутри броневого корпуса. Увеличение противоминной стойкости обеспечивается прочностью гусениц, применением РМШ последовательного типа и использованием местных утолщений днища танка, как правило, у расположения механика-водителя. Предусматривается возможность оборудования танка противоминными тралами.