Послевоенные танки
Послевоенный период развития компоновки танка характеризуется победой классической компоновки. В подавляющем большинстве стран практически все средние и основные боевые танки по сегодняшний день выполняются по такой схеме. Большая часть перечисленных ранее проблем классической компоновки была решена уже во второй половине Второй мировой войны.
Отечественное танкостроение в послевоенный период характеризуется дальнейшим совершенствованием компоновки Т-34. По сравнению с Т-34 заметно снижается высота танка, значительно уменьшается объем МТО, вводится торсионная подвеска.
Танки Т-44 и Т-54 отличаются улучшенной компоновкой с поперечным расположением 12-цилиндрового V-образного дизельного двигателя. Двигатель был объединен с трансмиссией в единое моторно-трансмиссионное отделение (МТО), в результате длина МТО уменьшилась на 650 мм. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса, почти на 250 мм увеличить диаметр башенной опоры и впервые установить на средний танк мощную 100-мм пушку вместо 85-мм на Т-34-85. Одновременно башня была смещена к корме танка и люк механика-водителя с лобового наклонного броневого листа перенесен на подбашенный лист. Исключение пятого члена экипажа, удаление боеукладки с днища корпуса в боевом отделении, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя, а также то, что двигатель был установлен между торсионными валами (что для «Тигра» и «Пантеры», в принципе, было бы невозможно) обеспечило уменьшение высоты корпуса танка Т-54 по сравнению с Т-34 примерно на 200 мм, сокращение забронированного объема примерно на 2м3 и усиление броневой защиты более чем в два раза при увеличении веса лишь на 12%.
Танки Т-34-85 и Т-44. Хорошо заметно снижение высоты Т-44 и значительное уменьшение габаритных размеров его корпуса.
В начальный период после Второй мировой войны тенденции развития компоновок корпусов и башен танков в большинстве танкопроизводящих стран были в основном схожи.
Схематичный продольный разрез танка Т-44.