По огневой мощи
S3(МДЖ) кинетическая энергия бронебойного подкалиберного снаряда. Характеризует бронепробиваемость. Согласно имеющимся данным, для пушек всех перечисленных танков имеются стреловидные БПС с урановыми сердечниками.
S4(выстрелов/мин) - скорострельность орудия. Малая скорострельность может свести на нет достоинства даже самого мощного орудия. Заявленная скорострельность 120-мм орудий ручного заряжания западных танков 8-9 выстр./мин кажется оценкой весьма оптимистической. Представим - теснота, качающаяся казенная часть пушки (танк-то движется, а пушка стабилизирована), снаряды массой 19-24 кг (для "Абрамса"). Я думаю, в таких условиях скорострельность не превысит 6 выстр./мин с тенденцией уменьшения при длительной стрельбе.
S5(выстрелов) - величина боекомплекта орудия.
По защищенности
S6 (мм) - эквивалентная толщина лобовой брони. В открытых источниках данные противоречивы. Для Т-80УМ от 500 до 1100 мм и более; для М1А2 - от 500 до 1000 мм и более. Я использовал данные по эквивалентной толщине против кумулятивных боеприпасов. Для защиты от БПС эти цифры меньше примерно на 200 мм.
S7 (тонн/м3) - отношение массы бронезащиты к забронированному объему. Так сказать, "удельное бронирование". С одной стороны, косвенно показывает, у кого толще лобовая броня, с другой - характеризует бронезащиту кругом. Особенно она важна сейчас, с разработкой большой номенклатуры противокрышевых и противоднищевых боеприпасов. Пренебрежение к защите танка с неосновных направлений обстрела привело к появлению такой ущербной машины, как "Леопард-1" (бортовая броня корпуса 25-35 мм; бронепробивамость 14,5-мм пулемета КПВТ - 32 мм на 500 м).
По подвижности
S8 (л.с./тонну) - удельная мощность танка. Именно этот показатель, а вовсе не максимальная скорость, определяет подвижность танка на поле боя (конечно, вкупе с проходимостью).
S9 (км) - запас хода. Известно, что даже самый сильный танк без топлива хуже, чем самый слабый с топливом. Кое-где не придавалось особое значение этому параметру. Результат - убогий М48 с запасом хода 100-120 км (по шоссе!), а можно вспомнить и немецкий Pz.ll - с бочкой на колесиках, волочащейся сзади.
По проходимости
S10 (кг/см2) - удельное давление на грунт. Надо сказать, у всех современных ОБТ значение S10 стало угрожающе большим. Для того, чтобы иметь возможность проходить, не увязая там, где может пройти боец в полном снаряжении, танк должен иметь удельное давление на грунт не более 0,5 кг/cм2. Танк перестает быть вездеходом. Может имеет смысл переходить к сочлененным машинам по схеме, предложенной Р.Н. Улановым?
S11 (метров) - ширина перекрываемого рва. Этот параметр выбран для характеристики проходимости танка по полю боя, насыщенному траншеями, воронками и рвами.
По надежности
S12(км) - пробег до капитального ремонта. Собственно, для характеристики надежности больше подошел бы параметр частоты отказов или количества отказов на 1000 км пробега. Но таких данных я, к сожалению, не имею.
ТанкТ-80УМ-1 «Барс» с комплексом активной защиты «Арена»