Михаил Петров
Городок Хаттен на северо-востоке Франции расположен примерно в 35 км севернее Страсбурга, скорее, даже не городок, а «одноэтажный» поселок городского типа. Вроде бы, ничем не примечательный. Но известен он не только тем, что находится рядом со знаменитым городом. Примерно в 20 км восточнее пролегает нынешняя граница Франции и Германии, а в конце 1930-х гг. здесь проходила знаменитая линия Мажино. В 1940 г., когда Франция пала под ударами вермахта, ее укрепления, как известно, особой роли не сыграли, немцы просто обошли их через Бельгию. Но зато в январе 1945 г. в районе Хаттена разыгралось кровопролитное сражение между американскими и немецкими войсками. После почти двухнедельных боев американцы были вынуждены отступить, и освободили Хаттен только в марте 1945 г. Но речь в статье пойдет не об этих событиях, а как раз о линии Мажино, фрагмент которой в предместье Хаттена сохранился. Сейчас здесь расположился музей под названием Musee de l'Abri de Hatten.
Когда вы пройдете через кассу, вам откроется небольшая экспозиция французских военных грузовых автомобилей 1950— 1970-х гг. F594WML фирмы SIMC А представлен в трех вариантах: два бортовых грузовика с тентами (4x4 и 4x2, грузоподъемность 4,5 т) и F569WML—передвижная вулканизационная мастерская в кузове-фургоне (типа КУНГа). Имеются два MH600BS фирмы Marmon 1965 и 1973 г. (4x4). Хотя обе машины с тентами, судя по имеющимся табличкам, одна из них — обычный грузовой автомобиль многоцелевого назначения грузоподъемностью 3,5 т, другая — передвижная авторемонтная мастерская. Здесь же можно увидеть санитарный цельнометаллический Renault TP3 (полноприводная машина грузоподъемностью 1,5 т). Среди этих «французов» «затесался» западногерманский полноприводный lastkraft-wagen (грузовой автомобиль) Unimog S404B фирмы Mercedes-Benz (грузоподъемность 1,5 т).
![]() |
![]() |
Санитарный цельнометаллический фургон Renault TP3. |
Французский грузовой автомобиль MH600BS, 1973 г. (колесная формула 4x4, двигатель — 8-цилиндровый F7CWM мощностью 100 л.с, скорость — 82 км/ч). |
За грузовиками расположилась целая коллекция различных... асфальтовых катков, насчитывающая примерно вдвое больше экспонатов. Самое главное и интересное, что машины расположены не «плечом к плечу» за загородкой, как это обычно делается в большинстве музеев, а стоят свободно, и посетитель может осмотреть их со всех сторон. Хотя дверцы кабин заперты и посидеть за рулем, конечно, нельзя, но приподнять задние шторки тентов и заглянуть внутрь кузова можно.
Центральное место в экспозиции музея занимает сам l'Abri — по-французски, по-немецки — der Unterstand (таблички в музее на двух или на трех языках: французском, немецком и английском). Так вот, Unterstand в переводе означает «убежище», «блиндаж», именно это слово фигурирует в названии музея. Это и есть тот самый сохранившийся фрагмент линии Мажино. Автор в фортификационной терминологии разбирается плохо и назвал это сооружение просто бункером. Думаю, что специалисты, посмотрев фотографии, дадут ему более правильное определение. Здесь размещался пункт наблюдения и корректировки артиллерийского огня (музей, как, впрочем, и сам городок Хаттен, расположен на холме, и отсюда хорошо просматривается вся окрестность), а ныне оборудован один из павильонов музея, воспроизводящий сооружения линии Мажино.
Бетонная стена бункера ощетинилась бронированными бойницами, перед ней — ров шириной около метра.
![]() |
![]() |
Французские военные грузовые автомобили F594WML (слева) и F569WML (справа). Обе машины выпуска 1956 г. За грузовиками расположена экспозиция асфальтовых катков. |