Предыдущая Оглавление Следующая

РАЗРАБОТКИ ЗАВОДА

Приведу некоторые наиболее значимые работы, выполненные на заводе.

А. Разработки ПКБ (ЦЭЗ №1 ГБТУ)

I. Подвижные технические средства восстановления и обслуживания для тактического войскового звена (полк-дивизия).

1. Комплекс подвижных танкоремонтных мастерских: 
- демонтажно-монтажная мастерская ТРМ-А-49;
- слесарно-механическая и газосварочная мастерская ТРМ-Б-49;
- механическая мастерская ПММ;
- электрогазосварочная мастерская ЭГСМ;
-  кузнечно-медницкая мастерская КММ;
- мастерская по ремонту электрооборудования МЭРО-3;
-  мастерская по ремонту танкового вооружения и оптики МТВО;
-  подвижная ремонтно-зарядная станция ПРСЗ-3 (ПРСЗ-4).

Эти мастерские первого послевоенного комплекса, которые стали поступать в войска в 1949—1950 гг., значительно отличались от мастерских военного времени. В качестве базы для мастерских использовалось шасси автомобиля повышенной проходимости ЗиС/ЗиЛ-151. Оборудование мастерских размещалось в унифицированном деревянно-металлическом кузове со средствами обогрева в зимнее время.

Ряд мастерских (ТРМ-А, ТРМ-Б, ЭГСМ и ПРЗС) имели автономные силовые агрегаты, а МЭРО — силовой агрегат с приводом от двигателя шасси.

Каждая мастерская комплектовалась специализированным оборудованием и технологической оснасткой, обеспечивающими высококачественный ремонт бронетанковой техники в полевых условиях, а также брезентовой разборной палаткой.

ТРМ-А и ТРМ-Б имели кран-стрелу грузоподъемностью 1000 кг. Количество рабочих мест в мастерских 3—4 человека, масса 8—9 тонн, время развертывания 40—50 мин. Опыт эксплуатации в войсках выявил ряд их недостатков: перегруженность машин, низкая проходимость и относительно невысокая производительность оборудования.

В связи с этим в 1958 г. был разработан переходный комплекс, насчитывающий девять типов подвижных мастерских. Каждой мастерской этого комплекса был присвоен индекс 58.

Основные отличительные особенности комплекса мастерских 1958 г. по сравнению с предыдущим сводились к следующему:
-  использована более совершенная база — автомобиль высокой проходимости ЗиЛ-157;
-  установлен облегченный цельнометаллический кузов с вытяжным вентилятором;
-  предусматривалось электроснабжение не только от внутреннего, но и от внешнего источника;
-  внедрены более совершенное оборудование, инструмент и принадлежности, позволившие повысить производительность работ и облегчить труд ремонтников.

Последующая эксплуатация подвижных мастерских выявила еще один недостаток — их узкую специализацию. Практика показала, что для тактического уровня необходимо иметь более универсальные машины.

Это было реализовано в комплексе 1960 г., насчитывающем шесть типов подвижных мастерских: ТРМ-А-60, ТРМ-Б-60, ЭГСМ-60, МЭРО-60, ПРЗС-60 и МТО-60. Сокращение типов мастерских осуществлялось за счет совмещения ряда функций. Так, ТРМ-А-60 совместила в себе функции ТРМ-А и частично МЭРО, МТВО и МТО, электрогазосварочная мастерская ЭГСМ-60 — функции ЭГСМ и частично КММ.

Комплекс мастерских 1960 г. претерпел и ряд других изменений:
- реализована принципиально новая схема компоновки силового источника питания мастерских, вместо автономных силовых агрегатов применена схема «двигатель шасси — коробка отбора мощности — силовой генератор», что позволило получить выигрыш по массе оборудования, высвободить часть полезной площади мастерских и повысить их техническую готовность, особенно в зимнее время;
- установлен более легкий теплостойкий герметичный кузов КМ-157, состоящий из металлического каркаса с фанерной обшивкой внутри и металлического снаружи, между которыми уложили пенопласт;
- включено оборудование для дозиметрического контроля и спецобработки;
- проведена модернизация оборудования и технологической оснастки, включая единый комплект универсальных приспособлений (ЕКУП).

Дальнейшее совершенствование технологического оборудования и оснастки в период 1965— 1970 гг., а также создание нового комплекса подвижных мастерских 1970 г. с индексом 70 проходили уже без непосредственного участия ЦЭЗа, но многие его наработки использовались и в этом комплексе. К ним можно отнести:
-  кузов КМ-157М, унифицированный каркасный металлический кузов КМ-131 и унифицированный бескаркасный кузов-фургон К-131;
- автоматическое защитное отключающее устройство (АЗОУ), обеспечивающее быстрое отключение потребителей электрического тока при возникновении режимов, опасных для обслуживающего персонала.

Кроме того, ЦЭЗ участвовал в оснащении подвижных танкоремонтных заводов (ПТРЗ) и подвижных танкоагрегатных ремонтных заводов (ПТАРЗ) специализированными подвижными техническими средствами восстановления (ПТСВ), которых насчитывалось более 40 наименований, включая моечные машины ВММ-1 и ВММ-2, установку испытания двигателей и др.

2. Машины технического обслуживания (МТО), находящиеся на оснащении не только ремонтных органов тактического войскового звена(полк—дивизия) , но и танковых (мотострелковых) батальонов. МТО предназначены для проведения наиболее трудоемких и тяжелых работ по техническому обслуживанию и войсковому ремонту бронетанковой техники. Это самые массовые подвижные мастерские в войсках.

Первые образцы МТО были разработаны на ЦЭЗе в 1956 г., они прошли несколько последовательных этапов развития и совершенствования (МТО-58, МТО-60). Начиная с 1970 г. эти машины выпускались по видам и маркам бронетанковой техники (МТО-70, МТО-172 и МТО-БТР). В качестве базы использовались ЗиЛ-151, ЗиЛ-157 и ЗиЛ-131. На первых машинах монтировался деревометаллический кузов, а с 1958 г. — КМ-157, КМ-157М, КМ-131 и К-131.

Основное оборудование МТО включало следующие элементы:
- электросиловую установку;
- компрессорную установку;
- моечную машину;
-  агрегаты и стенды технического обслуживания;
-  кран-стрелу грузоподъемностью 1000—1500 кг;
- комплект такелажных приспособлений;
- электроинструмент;
- разборно-сборочные и центровочные приспособления комплекса ЕКУП;
-  единый комплект специальных ключей (ЕКСК);
-  комплект слесарно-монтажного и мерительного инструмента общего назначения;
-  комплект специальной обработки военной техники.

Масса составляла 9—10 т, время развертывания — 30—40 мин, рабочих мест было три.

Эти подвижные мастерские изготавливались серийно и мелкими партиями на заводе №90 Минобороны (п. Птичное Московской обл.), а также на заводах промышленности (Мытищи, Калуга и др.). Большинство специального оборудования, агрегатов и стендов для этих мастерских было разработано на ЦЭЗе.

Предыдущая Оглавление Следующая