Сергей Суворов
Несмотря на то что основной танк Т-90 уже более десяти лет принят на вооружение, он пока остается единственной боевой машиной этого класса, поступившей на службу в российские Вооруженные Силы за всю их непродолжительную историю. Причин этому много, как экономических, так и политических. Однако этот танк продолжает оставаться одним из лучших в мире. В том, что это действительно так, я попытаюсь убедить читателя.
Рассказывая о гордости российского танкостроения Т-90, было бы несправедливо обойти вниманием коллектив тех людей, благодаря труду которого этот танк был создан и производится в настоящее время. Имя этому коллективу — государственное унитарное предприятие производственное объединение Уралвагонзавод (ГУП ПО УВЗ).
Уралвагонзавод был возведен в годы первых пятилеток (1931—1936) как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического центра. 11 октября 1936 г. с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны.
В начале Великой Отечественной войны по решению Государственного комитета обороны на базе УВЗ и эвакуированных заводов был создан один из крупнейших оборонных комплексов страны — Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. Уже в начале октября 1941 г. предприятие поставило стране свои первые танки, а к концу года на нем был запущен первый в мире танковый конвейер. С лета 1942 г. с него через каждые 30 мин сходил танк Т-34. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин.
Конструкторское бюро завода, возглавляемое Героем Социалистического Труда Александром Морозовым, одним из создателей легендарного Т-34, проделало титаническую работу по повышению боевых характеристик этого танка, а с начала 1944 г. на конвейер без его остановки поступила новая модель — Т-34-85 с усиленными бронезащитой, вооружением и увеличенным запасом хода.
Всего за период Великой Отечественной войны завод выпустил 35 тыс. танков Т-34. Практически каждый второй танк, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. Ни один танковый завод, не только в СССР, но и в мире, ни во время войны, ни после нее не достиг такой производительности. Кроме танков завод выпускал тысячи авиабомб, артиллерийских снарядов, бронекорпусов для самолетов, снарядов для реактивных установок «Катюша» и других видов оборудования и боеприпасов.
Вот уже более шестидесяти лет танки, изготовленные на УВЗ, неизменно вызывают самый пристальный интерес и внимание со стороны специалистов и прессы:
- 1940-е гг.: танк Т-34 признан лучшим танком Второй мировой войны;
- 1950—1960-е гг.: танки Т-54, Т-55, Т-62;
- 1970— 1990-е гг.: танк Т-72 — самый массовый танк современности.
Они сделали свое дело и уже принадлежат истории.
В конце 1960-х гг. коллектив конструкторского бюро УВЗ под руководством лауреата Государственной премии Леонида Николаевича Карцева, а с 1969 г. — Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники Валерия Николаевича Венедиктова, учеников и соратников А. А. Морозова, разработал и поставил в серийное производство танк Т-72, который, без преувеличений, стал целой эпохой в отечественном танкостроении.
В период проведения известной операции «Буря в пустыне» одна из газет писала: «В районе Персидского залива во время войны с Ираком отлично зарекомендовал себя советский танк Т-72, состоящий на вооружении сирийских войск. Ни одна советская машина, в отличие от бронетехники других стран, в те дни не вышла из строя во время многодневных маршей по пескам».