![]() |
![]() |
| Министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома и заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал П.Г. Котов на катере «Циклон». | Катер «Циклон» на ходовых испытаниях. |
![]() |
![]() |
| Катер «Циклон» на воде. | |
В 1973 г. в Керчи, на филиале ЦКБ-340, построили и испытали полунатурную модель «Циклон» с АДР. Катер весом 50 т имел водоизмещающий корпус, снабженный бортовыми крыльями. Двигательная установка была комбинированной: в кормовой части корпуса размещался погружной гребной винт и два авиадвигателя с воздушными винтами. Работа по кораблям с АДР контролировалась промышленным отделом ЦК КПСС. Результаты были продемонстрированы министру судостроительной промышленности Б.Е. Бутоме и заказчику в лице заместителя Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению адмирала П.Г. Котова.
Основной задачей этих работ ставилось увеличение скорости водоизмещающих кораблей за счет применения элементов аэродинамической разгрузки, т.е. использования экранного эффекта. Всесторонние испытания «Циклона» показали достаточно неплохие результаты, в том числе на волнении. Достигалась скорость хода около 150 км/ч.
В 1979—1982 гг. на Керченском филиале ЗПКБ была спроектирована и построена самоходная модель СМ-16 весом 9 т, на которой исследовалась компоновка проекта «Бриз» весом 200 т. Позднее, однако, работы по этому проекту были прекращены, модель СМ-16 переоборудовали в стенд СМ-16ст, на котором отрабатывались водометные движители.
![]() |
![]() |
| Радиоуправляемая модель РУМ-КЗ в полете. | Радиоуправляемая модель экраноплана «Катран». |
Самоходная модель СМ-1ст была выполнена по схеме «летающее крыло», в передней части которого была установлена кабина, а в хвостовой — турбореактивные двигатели. Эти работы проводились в рамках заказа ВМФ на скоростные корабли ПЛО. Но отсутствие опыта эксплуатации таких транспортных средств привело к катастрофе.
![]() |
![]() |
| Самоходная модель экраноплана СМ-16ст на испытаниях. | Модель СМ-17 на испытаниях. |