Оглавление Следующая

АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ - НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Александр Широкорад

Вопрос о вооружении самолетов возник в первые же дни первой мировой войны. В то время единственным оружием воздушного боя мог быть только пулемет калибра 6,5—8,0 мм. Пулеметы успешно применялись в боях, но уже в 1915—1918 гг. были произведены первые попытки оснащения самолетов обычными малокалиберными (37—47-мм) пушками. Опыты эти были неудачны — масса орудий и боекомплекта, а главное, отдача орудия при стрельбе не соответствовали примитивным конструкциям самолетов. Поэтому в 1915—1916 гг. независимо друг от друга в России и Франции появились опытные безоткатные авиационные пушки. Русский полковник Гельвих спроектировал и испытал 76-мм и 47-мм безоткатные пушки с так называемой инертной массой. В орудиях этого типа в направлении цели летел снаряд, а в противоположном — инертная масса. В 76-мм пушке инертной массой служил ствол, отлетавший назад после выстрела и спускавшийся затем на парашюте; 47-мм орудие имело два направленных в противоположные стороны ствола. Стрельба производилась одновременно из обоих стволов. В цель летел боевой, а назад — «фиктивный» снаряд.

FltGn001.jpg

После первой мировой войны начался авиационный бум. В 20—30-е годы появились тяжелые двух-шестимоторные бомбардировщики. Для борьбы с ними наряду с истребителями, вооруженными пулеметами, проектировались и многомоторные воздушные крейсера с артиллерийским вооружением. В СССР воздушные крейсера предполагалось оснащать автоматическими безоткатными орудиями Курчевского калибра 37-152 мм, 76-мм полковыми пушками образца 1927 г. и «классическими» автоматами калибра 37—45 мм. Однако в 1937 г. эти работы были полностью прекращены. В 1943—1947 гг. в ЦКБ под руководством Грабина и в «шарашке» ОКБ-172 было создано несколько опытных образцов 76-мм автоматических безоткатных орудий (С-14, Н15-105, БЛ-15), но на вооружение они так и не поступили.

В 30-е годы в СССР проводились опыты с установкой качающихся частей 76-мм полковых пушек на бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. Эти стрельбы, как и стрельбы из 76—100-мм пушек Курчевского, показали, что из орудий калибра 76 мм и выше нецелесообразно стрелять по воздушным целям. Для уничтожения самолета при прямом попадании достаточно было снаряда меньшего калибра, а при промахе надо было подорвать снаряд вблизи цели. Неконтактные взрыватели появились только в 1944 г., да и то авиационные снаряды ими не комплектовались. По аналогии с зенитным авиационный снаряд можно было бы оснастить дистанционной трубкой, но создать бортовой автоматический установщик дистанционной трубки не удалось. Наконец, очень слабым местом всех авиационных пушек был прицел. Из-за отсутствия хороших автоматических прицелов в годы второй мировой войны самолеты открывали огонь в лучшем случае на дистанции в пять и более раз меньшей эффективной дальности пушки*.


* Так, например, из 23-мм пушки ВЯ можно было бы вести прицельный огонь на дистанции 4000 м, а предельная дальность стрельбы в «Таблицах воздушной стрельбы» для этой пушки была указана 1200 м, в бою же стреляли с дистанции не более 300— 400 м.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz