Оглавление Следующая

Боевые вертолеты за рубежом

Михаил Никольский

HelCo001.jpg

В последние годы в мире возрос интерес к боевым вертолетам. С одной стороны, это вызвано необходимостью замены устаревающих вертолетов Ми-24, «Хью Кобра», Во.105, «Линкс» и др., а с другой — военные окончательно убедились, что без боевых вертолетов современная армия неполноценна. Если пятнадцать-двадцать лет назад разработкой подобных машин занимались только в СССР и в США, то сегодня география стран-производителей боевых вертолетов значительно расширилась. Объединенными усилиями конструкторов Франции и Германии создан вертолет «Тигр», в Италии разработана «Мангуста», в ЮАР — «Роивалк», в Японии — ОН-Х. Американцы, наряду с разработкой принципиально нового вертолета RAH-66 «Команч», модернизируют «Апачи». Ведутся работы по боевым вертолетам также в Польше, Иране и Индии. Ориентиром для большинства создателей боевых вертолетов при разработке новых машин, в том числе и для конструкторов милевской фирмы, стал американский АН-64А «Апач» — первый боевой вертолет второго поколения. Вертолет создавался в рамках программы ААН Advanced Attack Helicopter. Министерство обороны в 1972 г., после провала программы разработки винтокрыла АН-56 «Шайен», в срочном порядке предложило вертолетостроительным фирмам США начать работы по боевому вертолету нового поколения. В конце года свои проекты представили десять фирм. Лучшими были признаны два — вертолеты фирм Белл и Хьюз, с которыми и были заключены контракты на постройку опытных машин для последующих сравнительных испытаний.

Оба вертолета были выполнены по классической одновинтовой схеме, но имели различную компоновку и несущие системы. Белловский YAH-63 представлял собой развитие семейства известных боевых вертолетов АН-1 «Кобра» и опытной «Кинг Кобры». Конструкторы фирмы Хьюз разработали принципиально новую машину. Ставка на новизну себя оправдала, и YAH-64 — будущий «Апач» — вышел победителем в конкурсе. Первый полет вертолет совершил 30 сентября 1973 г., а в марте 1982 г. было принято решение о начале серийного производства «Апачей». В феврале 1986 г. первые четыре вертолета поступили на вооружение авиации армии США.

Компоновка вертолета достаточно консервативна, хотя ряд решений, предложенных конструкторами, стали характерными для всех боевых вертолетов второго поколения. Традиционно на вертолетах одновинтовой схемы хвостовая балка примыкает к фюзеляжу в верхней части; на «Апаче», впрочем, так же как и на «Кобрах», — нижняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку. Нижнее расположение балки исключает ее перехлест лопастями несущего винта при энергичном маневрировании. Датчики систем ночного видения сгруппированы на двух турелях в носовой части фюзеляжа, пушка установлена под его днищем так, что вспышки от выстрелов не мешают работе инфракрасной системы ночного видения. По западным меркам вертолет прилично защищен броней - кабина экипажа прикрыта с боков и снизу плитами из кевлара и полиакрилата, выдерживающими попадание снарядов калибра 23 мм. Двигатель и трансмиссия броней не защищены, но при проектировании применялся принцип защиты более важных конструкционных узлов менее важными, многие детали переразмерены и обладают избыточной прочностью, что делает их устойчивыми к попаданиям 23-мм снарядов. Акцент на снаряды калибра 23 мм сделан не случайно: опыт войны во Вьетнаме и арабо-израильских конфликтов, где применялись вертолеты АН-1, показал, что для них наиболее опасна малокалиберная зенитная артиллерия, особенно ЗСУ-23-4 «Шилка». Большое внимание конструкторы «Апача» уделили уменьшению заметности вертолета: на сопла ГТД установлены специальные насадки, уменьшающие ИК-излучение, фюзеляж имеет большое число плоских поверхностей, что уменьшает эффективную поверхность рассеивания, плоские панели остекления кабины снижают бликообразование, а рулевой винт Х-образной формы — уровень шума. Все американские «Апачи» покрашены специальной матовой темно-зеленой краской, также снижающей ЭПР. Впервые при проектировании вертолета уделялось такое значительное внимание снижению заметности; по мнению американцев, подобные мероприятия должны компенсировать недостаточное бронирование. Классической можно считать электронно-оптическую систему целеуказания и обеспечения полетов ночью. Система TADS/PNVS, разработанная специально для вертолета ААН на конкурсной основе, позволяет в любое время суток за считанные секунды обнаруживать и идентифицировать цели, с высокой точностью определять их дальность и координаты, а также пилотировать вертолет на предельно малой высоте в любых погодных условиях. Основным вооружением «Апачей» являются 16 ПТУР AGM114A «Хеллфайр» с лазерным наведением. Цель может подсвечиваться не только с борта вертолета, но и от постороннего источника. Возможно также и применение ПТУР «Toy». Вместо ПТУР возможна подвеска блоков НАР. 30-мм автоматическая пушка Хьюз ХМ-230, разработанная для «Апача», имеет боезапас 1200 снарядов, причем могут использоваться не только боеприпасы ХМ789/799 производства США, но и снаряды европейского производства для авиационных пушек «Аден» и DEFA.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz