'ЛЕБЕДЬ-ГРАНД' (Л-14)
Ивнамин СУЛТАНОВ
Создание двухмоторных самолетов во все времена было связано с решением специфических проблем. Они начинались с процесса компоновки, когда моторы привязывались к крылу (крыльям) и располагались с разносом по размаху для свободного вращения винтов. Задача установления абсолютных рекордов скорости для такой схемы ставилась крайне редко в силу высокого лобового сопротивления. Под два двигателя, как правило, проектировали легкие и средние бомбардировщики или пассажирские машины, фюзеляжные объемы которых предназначались для целевой нагрузки. В этом они были предпочтительнее одномоторных.
Двухмоторные истребители чаще всего представляли собой самолеты некоего промежуточного класса между легкими боевыми самолетами, обладавшими высокой скоростью и маневренностью и тяжелыми, которые были более статичными и тихоходными. Применялись они как многоцелевые, будучи составляющим звеном в ряду многих летательных аппаратов, призванных для выполнения самых разнообразных боевых задач. Это, как показывает история войн, являлось целесообразным для любой действующей армии.
Двухмоторный самолет конструкции инженера-изобретателя Леонида Дементьевича Колпакова-Мирошниченко "Лебедь-Гранд" или, по нумерации завода - Л-14, не был исключением из выше изложенного правила, т.к. с самого начала был задуман как дальний разведчик, средний бомбардировщик и даже как большой истребитель. "Большой истребитель" - эта квалификация и сохранилась в истории русского авиастроения за самолетом, которому посвящены настоящие страницы.
К моменту начала постройки - октябрь 1915 года - "Лебедь-Гранд" считался наиболее передовым среди прочих двухмоторных самолетов. Его строили в течение 1916-1917 гг., неподалеку от Петрограда, на заводе русского летчика и авиаконструктора Владимира Александровича Лебедева.
Это предприятие было основано в 1914 году и специализировалось, главным образом, на выпуске одномоторных воздушных разведчиков, которых В.А.Лебедев выпускал в больших количествах и более, чем кто-либо из русских авиазаводчиков, снабжал ими фронт.
"Лебедь-Гранд" был значительно более совершенным, чем другие аналогичные машины: "Русский Витязь" завода Руссо-Балт, РБВЗ-С-18 и РБВЗ-С-19 того же предприятия, а также аэропланы "Анатра ДЕ" и "Анадва", построенные на заводе А.А.Анатры.
Автор проекта самолета Л.Д.Колпаков за время мировой войны разрабатывал всевозможные варианты подвижных пулеметных установок. Его механизмы, созданные на различных принципах подвижности, отличались широкими углами обстрела, вплоть до возможности ведения огня в зенитном положении. Практически все дуговые, шкворневые и турельные механизмы его были удачными и, что немаловажно, очень компактными. Так, наиболее известной и широко применяемой была установка со сферически-подвижной стрелковой точкой на двух секторальных шестернях. Она именовалась штанговой установкой, была самой удобной в эксплуатации и наиболее легкой по сравнению с механизмами других систем. Как разработчик стрелковых установок, Л.Д.Колпаков работал по договорам на заводе Лебедева. Помимо названных работ, Колпаков занимался конструкторской деятельностью в области самолетостроения. На том же предприятии он спроектировал и построил два самолета.
Первым был двухместный разведчик К-1 (Колпаков-1) с трофейным однорядным двигателем "Австро-Даймлер" мощностью 110 л.с. По схеме это был нормальный полутораплан с подвижной управляемой бипланной коробкой, которая на земле и в полете могла менять угол установки крыльев до 7°. На летных испытаниях летом 1916 г. этот самолет постигла участь едва ли не всех аппаратов с переменным углом установки крыльев. При первом же взлете с поднятыми крыльями самолет стал круто набирать высоту и при падении был разрушен. На этом было принято решение о прекращении работ. Летчик М.Ф.Госповский не пострадал, аппарат ремонту не подлежал.
В сентябре 1914 года, после начала Германской войны, Л.Д.Колпаков обратился в Военное ведомство с предложением о создании боевого аэроплана, предназначенного для выполнения дальней воздушной разведки, бомбардирования войск и военных объектов противника. Руководство ведомства отнеслось к этой идее положительно и, согласовав с авиационным отделом специфические тонкости, сформулировало задание, согласно которому будущий "Летающий крейсер" должен был бы иметь "скорость полета 150-160 км/ч, высоту порядка 4000-5000 м и при бомбовой нагрузке 550-600 кг...".