21 декабря 1915 года АО ГУКС поручило МЗ в кратчайший срок изготовить для Морской крепости "Императора Петра Великого" одну установку на центральном штыре для 12" пушки по разработанному им проекту и при условии, что по рабочим чертежам и указаниям МЗ другие заводы срочно выполнят еще 11 таких же установок. Из означенного количества Николаевские заводы должны были выполнить 4 установки, Адмиралтейский и Балтийский судостроительные заводы вместе — 7 установок.
Николаевские заводы были привлечены к этой работе по той причине, что качающиеся части станков для этих установок брались с 3-орудийных 12" установок строящегося на этом заводе линейного корабля "Император Александр III", для которого и установки изготавливались этими же заводами.
Приводы наведения установок были только ручными, хотя МЗ и разработал проект установки с электрическими приводами наведения, действий с замком, прибойником и зарядом. Всего 5 двигателей мощностью 47 л.с. и напряжением постоянного тока 110 В. Впрочем считалось, что одновременно могут действовать не более двух двигателей общей мощностью до 25 л.с.
Так как установки на центральном штыре были максимально унифицированы с корабельными установками, уже изготовлявшимися заводом, то заказ был выполнен сравнительно быстро.
Распределение 12" /52 открытых установок по батареям
№ батареи |
Место батареи |
Дата ввода батареи в строй |
Орудия |
№ 60 |
о.Эре |
1916 год |
4 — 12"/52 |
№ 39 |
о.Даго |
03.06.1917 г. |
4 — 12"/52 |
№ 43 |
о.Эзель |
24.04.1917 г. |
4 — 12"/52 |
Уже в середине апреля 1916 года на МЗ была собрана первая 12"/52 установка на центральном штыре. До конца года 3 установки сдал Санкт-Петербургский Адмиралтейский завод, 4 — Балтийский и 4 — Николаевские заводы.
На батареях №60 и №39 установки имели угол -1°; +30°, а на о. Эзель +5°; +40°.
Скорость ручных приводов наведения не превышала 0,67 град./с, а скорострельность — 2 выстрела в минуту.
Таким образом, 12"/52 установки на центральном штыре Морского ведомства можно с полным основанием назвать эрзац-установками военного времени.
Батарея №43 была захвачена немцами в конце 1917 года, а батареи №60 и №39 — финнами в 1918 году.
Любопытно, что 12"/52 береговая батарея использовалась и немцами в 1943-1944 годах в проливе Ла-Манш. Французы в Бизерте сняли орудия и башни с линкора "Генерал Алексеев" (бывший "Император Александр III"). В 1940 году эти пушки попали к немцам. Фирма Крупп создала новый лафет с углом +45°.
С конца 1941 года на о. Гернси в Ла-Манше началось строительство 12"/52 батареи "Нина".
После гибели капитана 1-го ранга Мируса "Нина" была переименована в "Мирус".
Батарея состояла из 4-х пушек в отдельных башнях с собственными погребами боезапаса, жилыми казематами, КП с целеуказателем и 10-метровым дальномером, а также двух выдвинутых КП. Имелись прожекторные установки и одна РЛС типа "Вюрцбург".
Батарея была готова в конце 1943 года и впервые по-серьезному вступила в дело во время многочисленных морских боев в июне-июле 1944 года.
Батарея "Мирус" была боеспособной до конца войны. В начале мая 1945 года немецкие гарнизоны капитулировали и "Мирус" целой была передана англичанам.
12"/52 ДВУХОРУДИЙНЫЕ БАШЕННЫЕ УСТАНОВКИ
История создания установки
22 мая 1913 года ГАУ выдало МЗ заказ на первые 6 12"/52 башенных двухорудийных установок, а 12 ноября того же года — еще один заказ на 8 таких же установок. Эти установки предназначались для:
№ установки |
Крепость |
Примечания |
№ 1, 2 |
форт Ино |
("Николаевский") |
№ 3, 4 |
форт Красная Горка |
(" Алексеевский") |
№5, 6 № 7, 8 |
Севастополь |
На батареях № 25 и № 26 в районах Херсонеса и Любимовки |
№ 9, 10 |
Усть-Двинск |
|
№ 11, 12, 13, 14 |
Владивосток |
На батареях № VII (на 55-й высоте полуострова "Муравьев Амурский") и № XIX на о-ве Русском |
Башни для фортов Ино и Красная Горка были изготовлены МЗ сравнительно быстро. Так, первая башня на Красной Горке была испытана стрельбой 9.06.1915 г., а вторая — 5.07.1915 г.
16.10.1915 г. в форту Ино были начаты испытания стрельбой 12"/52 башен №3 и №4. К началу 1916 года все 8 башен обоих фортов были в строю.
В связи с набеговыми операциями крейсера "Гебен" и необходимостью защиты Батумского порта — главной операционной базы русский войск, наступавших в Анатолии, в сентябре 1915 года было решено две из четырех заказанных для Владивостока башен установить в Батуми.
Передача Морведу крепости Петра Великого внесла неразбериху в артиллерийские заказы заводам. Флот стал требовать чуть ли не все артсистемы, состоявшие на вооружении сухопутных войск, в том числе 76-мм пушки обр.1902 г., 76-мм пушки обр.1910 г., 107-мм пушки обр.1910 г. и др. В декабре 1913 года АО ГУКС заказало МЗ две 12"/52 башенные установки для крепости Петра Великого, а позже — еще две башни. Эти башни планировалось установить по две на острова Нарген и Вульф.
Башенные установки Морского ведомства имели ряд отличий от установок, заказанных Военным ведомством. Так, вертикальная броня спереди и боковая должна быть 305 мм, а сзади 250 мм, броня крыши 150 мм.
Однако Металлический завод не справился в срок с заказом и не сделал целиком ни одной башни, заказанной ГУКС.
В сложившейся ситуации Морвед убедил Ставку передать крепости Петра Великого четыре башни Военного ведомства: две изготовленные для Севастополя и две — для Батума. Для монтажа этих башен были использованы жесткие барабаны, изготовленные МЗ для башен Морведа.
В конце февраля — начале марта 1918 года обе батареи были заняты немцами. Башни батареи №10 на о.Нарген 27 февраля были подорваны личным составом.
14 мая 1918 года были подорваны башенные батареи форта Ино, а сам форт был захвачен финскими белогвардейцами.
№ батареи |
Место батареи |
Дата ввода в строй |
Орудия |
№ 10 |
о.Нарген |
21.09.1916 г. |
4 — 12"/52 |
№ 15 |
о. Вульф |
октябрь 1917 г. |
4 — 12"/52 |