Предыдущая Оглавление Следующая

StaBO020.jpg

14"/52 УСТАНОВКИ

История создания и устройство тел орудий

Впервые вопрос о 14"/52 береговой пушке был поднят ГАУ в 1909 году. В том же году генерал-лейтенант Забудский представил проект 14"/52 береговой пушки весом 86814 кг (5300 пудов). Для сравнения, в первых проектах 14"/52 корабельных пушек вес был 79-80 тонн. Сухопутная пушка имела и больший объем каморы.

Баллистические данные 14"/52 пушки по проекту Забудского:

Вес снаряда, кг 708,4
Вес и марка заряда 258 кг марки Б14
Начальная скорость, м/с 868,7
Давление в канале ствола, кг/см2 2850

Согласно Высочайше утвержденному 5.07.1912 г. проекту вооружения крепости Ревеля, там предполагалось установить 16 береговых 14"/52 пушек.

16.08.1912 г. ГАУ выдало заказ ОСЗ на одну опытную 14"/52 береговую пушку по цене 160 000 рублей со сроком исполнения заказа 16 месяцев. Но ОСЗ сорвал все сроки изготовления пушки. Согласно рапорту от 12.09.1915 г. о состоянии заказа "внутренняя труба откована, но не сверлилась. Все части затвора в черновом виде и еще не отделывались... Срок готовности пушки — не ранее, чем через 1 год". Завод был перегружен и не заинтересован в этом опытном заказе, а ГАУ не особенно и настаивало. В результате 14"/52 береговая пушка так и не была сделана.

Параллельно с 14"/52 береговой пушкой Морское ведомство проектировало 14"/52 корабельную пушку для 4-х линейных крейсеров типа "Измаил".

Всего Морское ведомство первоначально предполагало заказать 76 14"/52 орудий, из которых 48 собирались поставить на крейсера, 24 запасные к крейсерам и 4 на морской полигон. В 1917 году Морское ведомство решило заказать еще 18 14"/52 орудий в крепости (морские) и к ним 18 запасных орудий.

Нетрудно было предположить, что ОСЗ, перегруженный другими заказами, не справится с изготовлением этих 14" пушек. В сложившейся ситуации ряд генералов и банкиров устроили грандиозную аферу — постройку огромного частного орудийного завода в Царицыне. Недаром одним из инициаторов постройки завода был известный казнокрад военный министр Сухомлинов. В ноябре 1912 года вопрос о постройке нового завода был решен. Заметим в скобках, что в том же 1912 году мощнейший государственный Пермский завод не получил заказов ни на одну сухопутную или морскую пушку и был на грани краха. Завод в 1912-1914 и в 1921-1925 годах выжил лишь тем, что большинство рабочих имели земельные участки и, когда не было заказов, завод с мая по октябрь закрывался и рабочие шли на свои поля. Что же касается Царицынского завода, то он до 1.01.1918 г. не дал ни одной пушки ни Военному, ни Морскому ведомствам, поглотив десятки миллионов казенных рублей, то есть оказался "русской Панамой". Забегая вперед скажем, что в советское время Царицынский завод получил название "Баррикады" и стал буквально всесоюзной стройкой. Первые сухопутные орудия он сдал в начале 30-х годов, а к изготовлению орудий калибра 356-406 мм смог приступить лишь в 1937 году, то есть спустя четверть века после начала строительства.

Царицынскому заводу Морским ведомством был дан заказ на 18 14"/52 орудий. Понятно, что к ним там и не собирались приступать. Под соусом оказания технической помощи Царицынскому заводу фирма Виккерс выхлопотала себе в ноябре 1913 года заказ на 36 14"/52 орудий. Фирма Виккерс сполна получила русские денежки, доставила в Россию 9 орудий, а остальные приватизировала, поскольку Совет народных комиссаров не нравился ни руководству фирмы, ни английскому правительству. И понятно, что пришлось в конце концов обратиться к ОСЗ, которому было заказано 40 морских 14"/52 пушек.

Ствол морской пушки состоял из пяти слоев и кожуха: внутренняя труба, 4 цилиндра, 2 цилиндра, 3 цилиндра, 2 цилиндра и сверху кожух. Имелось короткое затворное кольцо с затворной втулкой с небольшим запрессованным хомутом, ввинченным в кожух. Затвор поршневой системы Виккерса.

Предыдущая Оглавление Следующая