Предыдущая Оглавление Следующая

14"/52 БАШЕННЫЕ УСТАНОВКИ

Морское ведомство заказало Санкт-Петербургскому Адмиралтейскому заводу 14"/52 двухорудийные башенные установки, спроектированные МЗ. Сам МЗ изготавливать такие установки отказался. К работам по изготовлению механизмов был привлечен и Путиловский завод. Станки делал Николаевский завод. Кроме того, весной 1917 года АО ГУКС согласилось передать два станка, изготовляемые МЗ для крейсера "Измаил" на береговые установки.

Конструктивно 14"/52 береговые установки были близки к 14"/52 трехорудийным башенным установкам крейсеров типа "Измаил". Станки обеих систем были взаимозаменяемыми. Угол ВН установок 0°; +30°.

Первоначально предполагалось установить по три двухорудийные башни на островах Нарген (батарея №8) и Макилото (батарея №21) и две башни на полуострове Суроп близ Ревеля (батарея №1). Однако фактически везде строились двухбашенные батареи. К концу 1917 года на батареях были вырыты котлованы и смонтированы некоторые установочные части (жесткий барабан, стол, вертикальный погон и др.) На остров Нарген был даже доставлен один 14"/52 станок николаевского изготовления. Однако для завершения работ требовался еще как минимум один год. А работы как раз и прекратились в конце 1917 года и на батареи не был доставлен ни один 14"/52 ствол.

Революция застала множество готовых частей и полуфабрикатов к 14"/52 корабельным и береговым установкам на Металлическом, Адмиралтейском и Путиловском заводах. Значительная часть их в 1918 году была эвакуирована на Волгу из-за боязни захвата Петрограда немецкими войсками. Часть этого имущества затонула на средней Волге вместе с брошенными баржами, а часть валялась бесхозная на обеих берегах великой русской реки в районах Рыбинска, Нижнего Новгорода, Саратова и Царицына. В начале 20-х годов в ГАУ периодически поступали запросы от ОГПУ о назначении больших металлических конструкций, находимых жителями на берегах Волги.

В ноябре 1925 года Реввоенсовет решил выяснить, что же фактически осталось от 14"/52 башенных установок. Результат был малоутешителен.

На Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) имелось три готовых станка и комплект механизмов на 4 трехорудийные установки. В яме на заводе была собрана трехорудийная башенная установка, но яма уже 7 лет заполнена водой.

На Ижорском .заводе имелась броня для двух трехорудийных корабельных башен и для двух двухорудийных береговых башен. Это все, не считая всего остававшегося на 1925 год на Волге имущества, среди которого было, к примеру, 16 14"/52 станков.

На заседании Комитета по инженерной подготовке театра войны при Штабе РККА 5 ноября 1925 года обсуждался вопрос о постройке Горвалдайской 14"/52 башенной батареи. Эта батарея была выдвинута на запад от форта Краснофлотский. На совещании моряки предъявили такие высокие требования к проектируемой батарее, что использование уже готовых башен оказалось невозможным. В связи с этим совещание постановило две наиболее готовые башни с 9-ю готовыми 14"/52 телами орудий передать Морведу "для постановки на строящиеся мониторы". А для береговой артиллерии предложено использовать две менее законченные башни и заготовки для тел 14"/52 пушек, имеющиеся в количестве 30 штук на заводе "Большевик".

Скорострельность 14"/52 береговой башенной установки предполагалась 2 выстр/мин. Крыша башни БШ должна была выдерживать попадание одного фугасного 406-мм снаряда на дальности 150 каб (27,45 км), а бетонное укрытие должно выдерживать любые 406-мм снаряды на любой дистанции.

Таким образом, постройка 14"/52 Горвалдайской батареи с повестки дня снята не была, но существенно отодвинута в сроках.

Кстати говоря, совещание было кем-то дезинформировано — мониторы никто и не собирался закладывать.

В итоге страна не получила ни мониторов, ни береговую батарею.

РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ СВЕРХДАЛЬНОБОЙНЫХ ОРУДИЙ

В 1918 году создается Косартоп (Комиссия по особым артиллерийским опытам и системам), в которую входят лучшие специалисты в области артиллерии — Н.Ф.Дроздов, И.П. Граве, В.М.Трофимов, Ф.Ф.Лендер и др. Важнейшей задачей Косартопа была разработка систем сверхдальней стрельбы. Создавать принципиально новые артсистемы в те годы было нереально, поэтому было решено создать принципиально новый сверхдальнобойный снаряд для 356/52-мм орудий. Снаряд был назван "комбинированным", позже такие снаряды стали именоваться подкалиберными.

Состоял снаряд из поддона и "активного" снаряда. Вес всей конструкции был 236 кг, а активного снаряда калибра 203 мм — 110 кг.

В 1919 году была получена начальная скорость 1291 м/с при давлении в канале ствола 2450 кг/см2 (т.е. немного больше, чем при штатном снаряде — 2120 кг/см2).

Несколько лет шел подбор конструкции методом проб и ошибок шло проектирование снаряда и наконец в июне 1924 года при стрельбе 203-мм активным снарядом весом 110 кг при скорости 1250 м/с была получена максимальная дальность 48,5 км. Однако в ходе этих стрельб отмечено большое рассеивание по меткости и дальности.

Руководители испытаний объяснили это рассеивание тем, что крутизна нарезов штатной 356/52-мм пушки 30 клб не обеспечивает правильного полета снарядов.

В связи с этим было решено рассверлить ствол 356/52-мм пушки до 368 мм с более крутой нарезкой. После расчетов нескольких вариантов окончательно была принята крутизна нарезов в 20 клб.

Расточка ствола 368-мм пушки № 1 была произведена в 1934 году на заводе "Большевик". В начале декабря 1934 года начались испытания пушки № 1, которые были неудачны из-за качества снарядов.

В начале 1935 года заводом "Большевик" были изготовлены новые 220/368-мм подкалиберные снаряды черт.3217 и 3218 с поясковыми поддонами*. Стрельбы новыми снарядами были произведены в июне-августе 1935 года. Вес конструкции составлял 262 кг, а вес 220-мм активного снаряда — 142 кг, заряд пороха — 255 кг. На испытаниях была получена скорость 1254-1265 м/с. При стрельбе 2.08.1935 г. получена средняя дальность 88720 м при угле около 50°. Боковое отклонение при стрельбах составило 100-150 м.

Для дальнейшего увеличения дальности стрельбы были начаты работы по уменьшению веса поддона.

В конце 1935 года были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами черт.6125. Вес активного снаряда составил 142 кг, а вес поддона 120 кг, дальность стрельбы 97270 м при угле +42°. Среднее рассеивание по четырем выстрелам: боковое 55 м, продольное 935 м. Ожидаемая дальность при угле +50° 110 км. Падение поддонов происходило на расстоянии 3-5 км. Всего было произведено 47 выстрелов снарядами черт.6125.

Далее работы были продолжены по пути облегчения пояскового поддона до 112 кг (снаряд черт.6314).

К тому времени была закончена переделка второй 356-мм пушки в 368-мм. При испытаниях 368-мм пушки № 2 в 1936 — начале 1937 года снарядом черт.6314 были получены удовлетворительные результаты. На их основе в марте 1937 года были составлены таблицы стрельбы из 368-мм пушки снарядами черт.6314. Конструкция снаряда черт.6314 весила 254 кг, из них на поясковый поддон приходилось 112,1 кг, на активный снаряд 140 кг. Длина 220-мм 'активного снаряда 5 клб. В качестве взрывчатого вещества было использовано 7 кг тротила, взрыватель РГМ. При стрельбе полным зарядом в 223 кг начальная скорость составляла 1390 м/с, а дальность 120,5 км. Таким образом была получена та же дальность, что и у "парижской" пушки, но более тяжелым снарядом. Главное же заключалось в том, что была использована обычная морская пушка, да и живучесть ствола была гораздо больше, чем у немцев. 368-мм стволы предполагалось установить на железнодорожных транспортерах ТМ-1-14.


* - поясковый поддон - поддон, имеющий медные пояски, подобен обычному снаряду.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz