Предыдущая Оглавление Следующая

Устройство установки МУ-2

Ствол состоял из лейнера, моноблока, втулки затвора и казенника.

Затвор поршневой, двухступенчатый, двухтактного действия , открывается вправо. Привод затвора только ручной.

Стреляющий механизм БС-9.

Досылка снаряда и полузарядов производилась вручную. Время досылки снаряда около 2 сек., и заряда также около 2 сек.

Все приводы подачи боеприпасов только ручные.

Прицелы Б-13-1 и ЛБ-13-1. Система ПУС "Москва".

Боеприпасы и баллистические данные МУ-2

Тип снаряда

№ чертежа

Вес снаряда, кг

Длина, мм/клб

Вес ВВ, кг

Взрыватели

Бронебойный Б-35

3-074659

55

684/4,5

1,1

В-350

Полубронебойный ПБ-35 (обр. 1915/28 г.)

2-0940А

55

740/4,84

4,02

МФ, МФМ, МФГ, В-418

Осколочно-фугасный ОФ-35 (обр.1915/28 г.)

2-05140

55

785/5,11

6,19

РГМ-6, В-429

Дистанционная граната ЗС-55

2-02444

54,2

802/5,3

6,2 

ВМ-16

Осветительный парашютный СП-35

3-046655

48,5

760/5,0

0,1

ТМ-16

Кроме того были в 40-х годах разработаны 152/57 осколочно-химические снаряды, но не ясно, поступали ли она на береговые установки МУ-2

Таблица стрельбы

Снаряд

3аряд

Начальная скорость, м/с

Дальность, м

Б-35, ПБ-35, ОФ-35

24 кг марки 152/57

950

29280

СП-35

725

ГАУБИЦЫ В БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЕ

И в XIX, а тем более в XX веке мортиры и гаубицы в береговой обороне могли быть успешно применены лишь в исключительных случаях — на узких фарватерах, шхерах и т.д. При навесной стрельбе по кораблю, свободно маневрирующему в открытом море, вероятность попадания была близка к нулю. Это еще раз подтвердила русско-японская война. Ни один мортирный снаряд Порт-Артурских батарей не попал в японские корабли. Но это не смутило ни генералов, ни адмиралов, которые упорно требовали создания новых береговых мортир, которые по "моде" в XX веке стали называть гаубицами, хотя ни функционально, ни по устройству они не отличались от береговых мортир XIX века.

Комиссией по выработке требований к современной береговой артиллерии в 1908 году было признано необходимым разработать проект 11" гаубицы.

На основании Положения Военного Совета от 30.10.1910 г. ОСЗ была заказана опытная 11" береговая гаубица. Длина ствола гаубицы составляла 17 калибров, затвор клиновой. Впервые в России для орудий такого калибра было применено раздельно-гильзовое заряжание (до этого максимальный калибр гильз не превышал 152 мм). Гильза состояла из стального поддона в виде чашки и латунного корпуса, представляющего собой стенки гильзы. Лафет был изготовлен Металлическим заводом по проекту Дурляхера. Станок Дурляхера имел гидравлический компрессор и гидропневматический накатник. Лобовой частью станок опирался на шворневый погон с 3" шарами, закрепленный на железной платформе. Хоботовая часть станка опиралась на два подрессоренных катка. ОСЗ изготовил гаубицу и отправил ее на ГАП. В августе 1913 года были начаты стрельбы чугунными снарядами весом 344 кг, начальная скорость составила 409-412 м/с, дальность 8,5 км при угле +20°, давление в канале 2000 кг/см2. Средняя длина отката 965 мм. 15 октября 1913 года на 25-м выстреле произошел отрыв казенной части гаубицы. После разрыва тело 11" гаубицы было доставлено на ОСЗ на исправление. Предполагалось на кожух гаубицы навинтить новый казенник, в который будет помещен поршневой затвор. Инженеры ОСЗ считали, что прочность казенной части орудия станет выше при введении поршневого затвора. ОСЗ затянул ремонт гаубицы, а затем началась война и работы по ремонту ее были прекращены.

После опытов на острове Березань ГАУ решило увеличить калибр береговых гаубиц. В Журнале артиллерийского комитета №378 от 9.04.1913 г. был рассмотрен проект 16" береговой гаубицы, представленный Забудским. Затвор гаубицы поршневой. Заряжание раздельно-гильзовое.

ТТД проекта 16" гаубицы:
Калибр, мм 406,4
Длина ствола, клб около 20
Вес снаряда, кг 882,5
Вес ВВ в снаряде, кг около 90
Начальная скорость снаряда, м/с 500
Дальность стрельбы, км 16

Этим Журналом было предложено Дурляхеру разработать чертежи лафета к 16" береговой гаубице и представить его АК ГАУ.

Дурляхер разработал проект лафета, который был рассмотрен в ЖАК №1518 от 24.12.1913 г. 

ТТД проекта Дурляхера.

Длина пороховой каморы, мм 1513,8
Вес тела орудия, кг (пуд) около 29484(1800)
Угол ВН, град. +20°; +60° (хотя в принципе можно было стрелять и при 0°)
Угол заряжания (постоянный), град около 20°
Длина отката, мм 1020
Вес снаряда, кг 870,2
Вес заряда, кг 110,6
Начальная скорость снаряда, м/с 500
Скорострельность, выстр/мин 1

Затвор поршневой с приводом от электродвигателя.

Лафет состоял из люльки, станка и установочных частей, подобных соответствующим частям 14"/52 установки.

Предыдущая Оглавление Следующая