Оглавление Следующая

Средство доставки

Ростислав Ангельский

Tu_95001.jpg

Лаконичная формула командующего авиацией одной маленькой, но очень известной ближневосточной страны предельно откровенно отражает смысл существования авиационных, и не только авиационных ударных средств вооруженной борьбы:

— Самое эффективное средство радиоэлектронного противодействия — это пятисотфунтовая бомба, сброшенная туда, куда надо!

К середине пятидесятых годов в распоряжении отечественных вооруженных сил уже имелись боеприпасы в миллионы раз большей мощности, что в принципе позволяло решать задачи не только радиоэлектронной борьбы, но и те, которые в дальнейшем стали именоваться «обеспечением стратегического сдерживания».

«Испытание первого советского водородного заряда, осуществленное 12 августа 1953 г. в 7 часов 30 мин на Семипалатинском полигоне, отличалось тем, что был проверен заряд, готовый к применению в виде бомбы. Его индекс был РДС-6. В отличие от американцев советские ядерщики сразу проверили образец, который конструктивно мог быть оснащен в виде бомбы, транспортируемой тяжелым бомбардировщиком и при доработке мог быть запущен в серию».

Однако необходимы были и средства доставки термоядерного боеприпаса «туда, куда надо».

Сотни новейших Ту-16 уже гарантировали потенциальную уязвимость европейских и азиатских союзников США, оказавшихся своего рода заложниками на случай развязывания американцами ядерной войны. Однако для проведения уверенной политики советскому руководству нужна была «длинная рука», способная дотянуться до той рубашки, что ближе к телу «Дяди Сэма».

К середине десятилетия уже испытывались самолеты Ту-95 и М-4, способные достигнуть территории США, хотя бы при полете только в одном направлении. Но несмотря на решение проблемы дальности не было уверенности в том, что бомбардировщики смогут прорваться к цели через активно создаваемую американцами систему ПВО NORAD, насыщенную выстроенными в три линии наземными РЛС, радиолокаторами на прибрежных платформах («техасских вышках»), кораблями и самолетами радиолокационного дозора, сверхзвуковыми истребителями «сотой» серии и зенитными ракетами. Первый дивизион ракет «Найк Аякс» с дальностью до 40 км приступил к прикрытию Вашингтона от нападения с воздуха еще в 1953 г. В дальнейшем в составе Армии США было развернуто около четырех десятков ЗРК, каждый из которых оснащался 32...48 пусковыми установками.

Эффективность зенитного ракетного оружия подтверждалась испытаниями создававшейся для защиты Москвы системы С-25.

Предвидя грядущие трудности прорыва бомбовозов к сердцу нашей Родины, американцы развернули разработку ракет «воздух—земля». Используя опыт создания первого в мире сверхзвукового самолета Х-1, фирма Белл еще в 1946 г. начала работы в рамках программы МХ-667 по самолетам-снарядам для вооружения авиации. В 1949—1953 гг. проводились пуски экспериментальных самолетов-снарядов «Шрайк», разумеется, не имевших ничего общего, кроме названия, с более поздней массовой противорадиолокационной ракетой. В 1953—1957 гг. проводились испытания боевого самолета-снаряда «Раскал» ХВ-63 массой 6,4 т. Относительно большой диаметр фюзеляжа — 1,72 м при длине 9,74 м был выбран исходя из габаритов ядерных боевых частей первого поколения. Помимо двух типов атомных зарядов для самолета-снаряда предусматривалось применение и обычной боевой части. Ракета комплектовалась работающим на керосине и азотной кислоте трехкамерным жидкостным двигателем с тягой 5,4 т. Общая компоновка характеризовалась крестообразным расположением трапециевидных аэродинамических поверхностей по схеме «утка». Управление по курсу осуществлялось посредством расположенных в носовой части верхней и нижней цельноповоротных поверхностей, по тангажу - рулями высоты на переднем горизонтальном оперении, по крену — элеронами на крыле. Путевая устойчивость обеспечивалась нижним и верхним килем на хвосте самолета-снаряда. Естественно, что крупный летательный аппарат столь изощренной конфигурации мог размещаться только на внешней подвеске. Вначале на самолете-снаряде применялась радиокомандная система управления фирмы Федерал Телекомуникейшнс, затем инерциальная СУ, созданная самой фирмой Белл. В 1955— 1956 гг. на базе Холомон было проведено около 40 пусков с DB-36 и DB-47 — ракетоносных версий известных бомбардировщиков. При последних четырех испытаниях отклонения самолетов-снарядов от цели не превысили 460 м. Были достигнуты скорости полета, вдвое превышающие звуковую, а также высота более 24 км.

30 октября 1957 г. первые американские ракетоносцы с самолетами-снарядами были поставлены на боевое дежурство, но спустя пару лет были сняты с вооружения. К этому времени было признано, что дальность пуска самолета-снаряда в 120 км уже не обеспечит безопасности носителя.

Исходя из перспективности боевых ракет советское руководство 1954—1955 гг. приняло ряд решений о создании «систем реактивного вооружения» для доставки ядерного оружия. Прежде всего среди задаваемых характеристик оговаривалась дальность системы. Только для королевской Р-7 и лавочкинской «Бури» этот показатель означал дальность пуска ракеты. Для морских и и авиационных систем эта величина определялась в основном радиусом действия носителя (подводной лодки или самолета). В соответствии с эти например, размещаемая на средних подводных лодках пр.П613, пр.644 и пр.665 челомеевская П-5 рассматривалась как система «дальнего действия» (то есть по современной терминологии — «средней дальности» а предназначенная для больших лодок пр. П611 бериевская П-10 — как «стратегическая» (то есть «межконтинентальная»).

Оглавление Следующая