Таблица 21 |
|
Данные 203-мм гаубицы марки VI |
|
Калибр мм. |
203 |
Длина ствола, мм/кпб |
3241/16 |
Длина нарезной части, мм |
2594 |
Крутизна нарезов, клб |
15 |
Число нарезов |
48 |
Вас ствола с затвором, кг |
2904 |
Угол ВН |
0°;+50° |
Угол ГН |
±4° |
Угон заряжания |
7°З0' |
Длина нормального отката, мм: |
|
при угле 0° |
1524 |
при угле 50° |
610 |
Высота линии огня, мм |
1524 |
Длина системы в боевом положении, мм |
6731 |
Вес системы в боевом положении, кг |
8192 |
Вес системы в походном положении с передком, кг |
9276 |
Скорострельность, выстр./мин |
2 |
Время перехода из походного положения в боевое, мин |
10 |
Боекомплект и баллистика 203-мм гаубицы марки VI.
Единственным штатным снарядом для гаубицы марки VI был стальной фугасный снаряд английского изготовления весом 90,7 кг, длиной в 3,0 клб, снаряженный первоначально 8 кг амматола, а в советское время переснаряженный 9 кг тротила. Первоначально были английские взрыватели типа 100, 101, 101Е, 102, 106, 17 и 44. Позже их заменили на РГ-6, УГТ и УГТ-2.
В 1938 году фугасный снаряд с взрывателем РГ-6 получил индекс Ф-622 (выстрел ВФ-622), а фугасный снаряд с УГТ или УГТ-2 — индекс Ф-622У (выстрел ВФ-622У). Заряд имел индекс З-622. Кроме того, гаубица VI могла стрелять шрапнелью весом 98,3 кг от гаубицы «А». Полный заряд состоял из пакета и трех довесков. [Табл. 22, 23]
234-ММ АНГЛИЙСКАЯ ГАУБИЦА
История и служба гаубицы.
В 1917 году в Россию прибыли четыре 234-мм (9-дм) английские гаубицы. Батарея «Т» из двух 234-мм гаубиц прибыла на фронт в мае 1917 года. К сентябрю 1917 года в батарее было уже четыре такие гаубицы.
По состоянию на 1925 год три 234-мм гаубицы находились на Серпуховском складе, а одна — на Октябрьском, но в составе в РККА они не числились.
В 1926-1927 годах три 234-мм гаубицы прошли ремонт на заводе «Красный Путиловец». На 1.11.1936 г. в РККА состояло четыре 234-мм гаубицы, из которых одна требовала капитального ремонта.
234-мм гаубицы участвовали в Финской войне. В составе артиллерии Северо-западного фронта на 8.02.1940 г. находился 317-й ОАД БМ, в двух батареях которого имелось три 234-мм гаубицы. В ходе Финской войны было израсходовано 494 234-мм снаряда.
Таблица 23 |
|||
Таблицы стрельбы фугасной бомбой 90,7 кг | |||
Заряд | |||
Полный |
№1 |
№2 |
|
Начальная скорость, м/с |
396 |
305 |
264 |
Дальность, м |
9600 |
7278 |
5761 |
Давление в канале, кг/см2 |
2200 |
- |
- |
Таблица 22 |
||||
Тип заряда |
Вес заряда, кг |
|||
Полного |
№1 |
№2 |
№3 |
|
Английского изготовления из кордита |
4,244 |
2,798 |
2,167 |
1,779 |
Из пороха NCT22 |
5,707 |
3,856 |
3,033 |
2,542 |
Ком6инированный заряд из американского пороха "CП"'+KO200+Б6 |
5,439 |
3,031 |
1,951 |
1,175 |
Устройство гаубиц
Тело орудия изготовлено из никелевой стали.
Зарядная камора цилиндрическая, с нарезной частью канала соединена пологим конусом. Нарезка постоянной крутизны. Затвор поршневой. Станок стальной двухстанинный. Передняя часть приспособлена для соединения с поворотным столом, а задняя — для передвижения станка по роликовому погону. Щита нет.
Подъемный механизм — зубчатый сектор. Имелся подъемный механизм «быстрого наведения».
Накатник гидропневматический.
Платформа состояла из стальных балок коробчатого сечения (2-х продольных и 1-й поперечной) и поворотного стола.
234-мм английская гаубица в боевом положении
Фундамент состоял из двух продольных деревянных и одной поперечной балки, а также болтов и земляного ящика. Фундамент мог перевозиться в автомобиле, а обычно — в повозке платформы.
Орудие перевозилось на трех специальных повозках лошадьми или трактором. В последнем случае все три повозки сцеплялись в поезд. Колеса у всех повозок деревянные. [Табл.24, 25]
Таблица 24 |
|
Данные 234-мм мортиры |
|
Калибр, линий/мм |
92/234 |
Длина ствола, мм/клб |
3399/14,54 |
Число нарезов |
.56 |
Угол ВН |
-3°; +55° |
Угол заряжания |
-3° |
Угол ГН |
±30° |
Высота линии огня, мм |
1910 |
Длина отката при ВН: |
|
от-3°до+15° постоянная |
1000 |
от+15° до +55° переменная |
1000—400 |
Вес системы в боевом положении |
13 580 |
Поезд из 3-х повозок (тяга тракторная) |
14710 |
Время для устройства фундамента, час | около 1 |
Время для установки орудия, час | 1,5-2 |
Итого, час | 3 |
Скорострельность, еыстр./мин | 2 |
Баллистика и боеприпасы
Снаряды:
Стальная английская бомба длиной 784/3,35 мм/клб (без взрывателя), вес 131 кг, вес ВВ около 16,4 кг тротила или лиддита. В РККА бомба получила индекс Ф-655 и снабжалась взрывателем УГТ. Для практических стрельб использовались снаряды обычного чугуна двух типов. ВВ — черный порох, вес около 8 кг. Заряжание картузное.
Заряды:
а) из кордита. Полный заряд весом 4,65 состоял из среднего пакета и 4-х колец;
б) из пороха СТ-22. Полный заряд 6,25 кг. [Табл.26]
Таблица 26 |
|||
Таблица стрельбы 1916 года для стальной бомбы весом 131 кг |
|||
Заряд |
Вес заряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Дальность, м |
Полный |
4,65 |
362 |
9518 |
№1 |
3,36 |
292 |
7180 |
№2 |
2,89 |
265 |
5850 |
№3 |
2,35 |
231 |
4780 |
№4 |
2,0 |
209 |
3700 |