Деревянное основание помещалось в вырытом в земле котловане глубиной около 2-х метров.
При перевозке гаубица разбиралась па три части: станок, люльку и ствол. Перевозка осуществлялась только по железной дороге на тележках с узкой (750-мм) колеей. Орудие, доставленное по широкой колее, посредством разборки рельс переводилось на узкую колею и доставлялось прямо к котловану. Снаряды подавались в вагонетках «ПЛ-4» Коломенского завода по два полных выстрела в каждой. На каждую гаубицу положено по штату 300 м узкой колеи и две вагонетки.
Таблица 31 |
||||
Снаряды |
||||
Тип снаряда |
Вес снаряда, кг |
Длина, мм/клб |
Вес ВВ, кг |
Взрыватель |
Фугасный стальной Ф-724 |
376,7 |
4,75 |
78,6 |
8Г-12 |
Фугасный чугунный |
376,7 |
3,75 |
28,2 |
8Г-12 |
Фугасная стальная английская граната Ф-724К |
344,0 |
3,82 |
55,1 |
Первоначально «ДА №17», а затем УГТ-2 или РГ-16 |
Фугасный стальной типа «А» |
376,8 |
4,6 |
81,8 |
Французского образца |
Фугасный стапистого чугуна |
376,8 |
4,0 |
43,3 |
— « — |
Фугасный обр. 1907 г.* |
331,7 |
3,16 |
28,5 |
Обр. 1913 г. |
Фугасный обр. 1911 г.* |
470,9 |
5,0 |
61,5 |
МРД. обр. 1913 г. |
* — морские снаряды, для 305-мм гаубицы пригодны все снаряды от 305/40-мм и 305/52-мм морских орудий при условии изменения предохранителей во взрывателях, включая шрапнель.
Таблица 32 |
||
Заряд |
||
№ 1 |
№ 2 |
|
Состав заряда |
Пакет + два довеска |
Пакет + один довесок |
Вес заряда, кг |
20 |
16,38 |
Начальная скорость, м/с |
396,2 |
350,0 |
Для перегрузки частей гаубицы с железнодорожной платформы с нормальной колеей на платформу узкоколейки снимали один рельс нормальной колеи и между рельсами широкой колеи укладывали 32 метра узкоколейки. Двумя парами домкратов поднимали ствол, железнодорожная платформа с нормальной колеей откатывалась и подкатывалась узкоколейная платформа, на которую опускали ствол. Аналогично перегружались лафет и основание.
Таблица 33 |
|||
Заряды 30-х - 40-х годов |
|||
Тип заряда |
|||
полный |
уменьшенный переменный |
полный комбинированный |
|
Индекс заряда |
З-724 |
З-724У |
З-724Б |
Вес заряда, кг |
28,0 |
21,67 |
27,8 |
Марка пороха |
15/7 |
9/7+15/7 |
9/7 +15/7 |
Установка системы состояла из восьми операций:
1) Отрыт котлован и уложены брусья.
2) На дно котлована опускается установочное кольцо.
3) опускается установочный круг, а затем — четыре ряда брусьев.
4) На вагонетке подвозится основная часть фундаментной рамы, поднимается домкратами и опускается в котлован.
5) Поверх фундаментной рамы прокладывается рельсовый путь полевой железной дороги для подвозки станка и устанавливаются четыре 3-х метровых домкрата. Станок ставится над котлованом, его поднимают и убирают тележки станка и рельсовый путь. После этого опускают станок на фундаментную раму и сажают его на болты.
6) Сборка ствола с люлькой происходила недалеко от котлована. Тележка с люлькой устанавливалась перед тележкой со стволом, ствол поднимали домкратами до уровня люльки. Тележку ствола убирали, а люльку надвигали на дульную часть ствола.
7) Рельсовый путь прокладывали прямо через станок. Тележку с люлькой и стволом закатывали в станок, а затем рельсовый путь убирали.
8) Убирают домкраты, заканчивают деревянное основание. Устанавливают на место и прикрепляют к станку тумбу с зарядным лотком. [Табл. 30]
![]() |
![]() |
Размеры воронок, образующихся в среднем грунте при разрыве гранат различных калибров с установкой взрывателя на фугасное действие |
Бетонобойный снаряд 1 — корпус; 2 — разрывной заряд; 3 — взрыватель; 4 — ведущий поясок; 5 — ввинтное дно |
Боеприпасы и баллистика
[Табл.31]
Б. Заряды
Таблица 34 |
|||
Таблицы стрельбы 305-мм гаубицы |
|||
полный 28,6 кг СБ46 |
№ 1 20 кг С42 |
№ 2 16,38 кг С42 |
|
Ф-724 |
442/13486 |
396/11890 |
350/10170 |
Ф-724К |
454,2/13071 |
406,9/11609 |
359,7/10044 |
Таблица 35 |
|||
Таблицы стрельбы морскими снарядами |
|||
Снаряд |
Заряды ленточного пороха (начальная скорость, м/с/ дальность, м) |
||
20,2 кг |
24,3 кг |
28,46 кг |
|
Фугасный 1907 г. |
363/— |
нет |
457/— |
Фугасный 1911 г. |
нет |
366/— |
нет |
Примечание. В руководстве службы и таблицах стрельбы советского времени данных по устойчивости системы нет, но таблицы стрельбы 1916 г. начинаются с угла возвышения 14° (для всех зарядов). С этого угла можно было стрелять с деревянных оснований.
1) Полный заряд из пороха СБ весом 28,641 кг + 0,27 кг воспламенитель.
2) Полный комбинированный заряд — переменный, состоял из наименьшего заряда из комбинации порохов 9/7 и 15/7 и добавочных равновесных пучков 15/7.
Вес полного заряда, кг 31,25. Вес основного заряда, кг 17,85. Вес пучка, кг 2,325
3) Уменьшенный заряд из пороха С42 состоял из одного пакета и двух довесков. [Табл.32, 33, 34, 35]