Предыдущая Оглавление Следующая

IS310005.jpg IS310006.jpg
Тяжелый танк ИС-4, Дальний Восток Вид на кормовую часть башни тяжелого танка ИС-4

На танке ИС-4 был устанавливался серийный четырехтактный дизель В-12. Требуемая мощность 750 л.с. при 2100 об/мин, достигалась за счет форсирования установки на валу двигателя центробежного воздухонагнетателя. Неизбежным следствием этого было существенное снижение ресурса двигателя. Кроме того, В-12 снабжался двумя мощными горизонтальными вентиляторами, издававшими при работе тонкий пронзительный звук, так что идущий танк был слышен за несколько километров.

Попытка создать простую механическую трансмиссию для танка, имеющего удельную мощность всего лишь 12,5 л.с./т, оказалась неудачной. Поэтому было принято решение установить планетарную трансмиссию с механизмом поворота типа ЗК, улучшавшим поворотливость тяжелого танка. Это был один из примеров, когда прогрессивное конструкторское решение опередило существующую в то время технологию. Одно лишь применение работающих в масле дисков трения фрикционных устройств, которые не были освоены нашей промышленностью, могло повысить надежность новой трансмиссии и уменьшить ее массу и размеры.

Система питания топливом включала в себя три внутренних бака общей емкостью 410 л и четыре дополнительных наружных бака, расположенных на корме. Емкость каждого наружного бака составляла 90 л.

Движитель гусеничный с цевочным зацеплением и задним расположением ведущих колес. Ширина трака 720 мм. Опорных катков 14, их диаметр 550 мм. Поддерживающих катков 6, их диаметр 330 мм. Подвеска независимая торсионная.

Танк ИС-4 серийно производился с 1947 года по 1949 год. Всего было изготовлено около 250 машин.

IS310007.jpg

Башня танка ИС-4
1 — башня; 2 — боковые листы крыши; 3 — средний лист крыши; 4, 11, 16 — смотровые приборы; 5 — крышка люка заряжающего; 6 — рукоятка; 7 — торсионы; 8 — цапфа; 9 — крышка люка командира; 10 — турель зенитной установки; 12 — люк наблюдения командира танка; 13 — колесо вентиляционного устройства; 14 — оградительное кольцо антенны; 15 — поручни; 17 — рым

Большинство этих танков несло службу на Дальнем Востоке, в том числе в Маньчжурии, где они были готовы нанести удар по американским войскам, вторгшимся в Корею. Об эксплуатации танков ИС-4 хорошо сказано у подполковника И.А. Бескина, служившего в полку, вооруженном ИС-4: «При перевозке по железной дороге танки ИС-4 можно было грузить лишь с торцовой аппарели, а саму установку танка весом 60 т следовало осуществлять с точностью до 1 см по ширине!... Автомобильные мосты на автодорогах столь тяжелого танка не выдерживали, и приходилось каждый раз устраивать танковые переправы через любую речку».

IS310008.jpg

Общий вид 122-мм пушки танка ИС-4 (вид сбоку)
1 — дульный тормоз; 2 — бронировка пушки; 3 — тормоз отката; 4 — шарнирная подвеска прицела ТШ-45; 5 — стопор пушки; 6 — закрывающий механизм и рукоятка затвора; 7 — проушины для стопора пушки; 8 — откидная часть ограждения; 9 — спусковой механизм с соленоидом электроспуска; 10 — боковой уровень; 12— подъемный механизм; 13 — телескопический прицел ТШ-45; 14 — бронезаслонка прицела ТШ-45; 15 — люлька; 16 — резиновый амортизатор; 17 — ствол

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz