Дольше других самолетов-снарядов семейства «Кометы» на вооружении оставалась «Сопка». В 1964 году началось ее освоение польскими и восточногерманскими ракетчиками, позднее она экспортировалась в другие социалистические и развивающиеся страны. А.Б. Широкорад сообщает, что комплекс "Сопка" "в 1973 г. принял боевое крещение в арабо-израильской войне" [17]. При этом не склонные к лишней скромности "крестители" - арабы ничего не сообщили о достигнутых боевых успехах. В Советском Союзе уже в шестидесятые годы началось переоборудование черноморского "объекта 100" под челомеевский комплекс "Утес" с ракетами П-35, аналогичными применявшимся на ракетных крейсерах пр.58 и пр. 1134. После этого, в середине восьмидесятых годов кинематографисты установили кадки с пальмами и отсняли "объект 100" в боевике "Одиночное плавание" как ракетную базу, тайно развернутую американскими агрессорами на одном из прекрасных, но необитаемых тропических островов.
В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов был также переоснащен "объект 101" 616-го обрп Северного флота, а подвижные береговые ракетные полки получили мобильный комплекс "Редут" с той же ракетой П-35.
В пятидесятые - шестидесятые годы на Западе практически не было аналогов советских противокорабельных ракет. Объясняется это не творческой импотенцией иноземных инженеров, а полным отсутствием стремления натовской военщины иметь что-нибудь подобное. Прежде всего, советский надводный флот не являл собой серьезной угрозы. С относительно немногочисленными надводными кораблями почти без потерь могла справиться авиация, а до второй половины пятидесятых годов - и линейные силы. Интерес к противокорабельным ракетам проявил флот нейтральной Швеции, явно уступавший нашему Балтийскому, а также французские вооруженные силы, которые и задолго до де Голля руководствовались принципом "на НАТО надейся, а сам не плошай".
Шведы завершили разработку своих "Роботов-315" и установили их открытые пусковые установки поверх штатных кормовых торпедных аппаратов на эсминцах "Халланд" и "Смалад". Ракетоносцами эти корабли можно считать в той же мере, как вертолетоносцем - наш эсминец или БПК с куцей взлетно-посадочной вертолетной площадкой. Максимальная дальность пусков, по разным данным, составляла всего лишь 15 или 40 км. Французские работы даже не завершились развертыванием "Малафасов" на кораблях. За рубежом бурное развитие противокорабельных ракет последовало только к концу шестидесятых годов с выходом на боевую службу в моря и океаны нового советского ракетоносного надводного флота, после убедительно успешного применения противокорабельных ракет советского производства в ходе локальных войн.
В целом работа по созданию "Кометы" была осуществлена на редкость успешно. В немалой степени этому способствовала ведущая роль электронщиков СБ-1 (КБ-1). Они решали главную задачу - создание системы управляемого оружия, а к началу пятидесятых годов разработка реактивного летательного аппарата уже не была сложной задачей для советских авиаконструкторов. В отличие от других разработок первых послевоенных, работа по "Комете" не была связана с унизительным воспроизводством немецких образцов, не затянулась на десять-пятнадцать лет, обеспечила возможность межвидовой унификации с созданием берегового ракетного комплекса и первой отечественной крылатой ракеты с ядерным зарядом. Опыт, накопленный конструкторами и эксплуатационниками при разработке и внедрении комплексов с первыми крылатыми ракетами обеспечил достаточное быстрое создание и освоение более совершенных образцов ракетного оружия, созданных к концу пятидесятых - началу шестидесятых годов.
Самолет-снаряд КСС берегового комплекса "Сопка"
Литература
Альперович К.С. "Ракеты вокруг Москвы", М, "Воениздат", 1995 г.
Артемьев A.M. "Морская ракетоносная". "Авиация-космонавтика-вчера, сегодня, завтра", №11-12, 1997г.(выпуск32)
Берия С. "Мой отец - Лаврентий Берия", М., "Современник", 1994
Казьмин В. "Комета" почти не видна", "Крылья Родины", №6, 7и 9, 1991г.
Касатонов И. "Флот вышел в океан", М., "Андреевский флаг", 1996 г.
Кисунько Г. "Секретная зона", М., "Современник", 1996г.
Костриченко В. "Загадка "Адмирала Нахимова", "Страницы морской истории", №1, 1997г.
Костриченко В. "Пираты" Сталина", "Страницы морской истории", №1, 1997г.
"Морской сборник", №8, 1994 г.
"Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования". Военно-морская академия им. адм. Н.Г. Кузнецова, СПб, 1999 г.
Медведь А. "Фронтовая ударная авиация на пороге ракетной эпохи", "Аэромастер", №4, 1998г.
Морин А. Б. "Легкие крейсера типа "Чапаев"и типа "Свердлов". СПб, 1997 г.
Рабинерзон Ю. "Перевооружение крейсера "Адмирал Нахимов" ударным ракетным оружием по проекту 67ЭП", "Гангут". выпуск 15., СПб, 1998 г.
Широкорад А.Б. "Гроза авианосцев". "Техника и оружие" № 1, 1996 г.
Широкорад А. Б. "Крейсер "Свердлов". "Морская коллекция" № 2, 1998 г.
Широкорад А.Б. "Ракеты над морем". "Техника и оружие" № 2, 1996 г.
Якубович Н. "Комета" уходит в зенит", "Крылья Родины", №10, 1996 г.