БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА М88
Необходимость иметь на вооружении армии США новую БРЭМ наглядно продемонстрировал корейский конфликт. Мощностей БРЭМ М32 на базе «Шермана» не хватало для работы с изрядно потяжелевшими со времен Второй мировой войны танками, такими как М26 и М46. Работы по созданию замены М32 начались в 1954 году.
Дискуссию вызвал вопрос о шасси для ремонтно-эвакуационной машины. Командование сухопутных войск на континентальной части США хотело иметь БРЭМ на базе недавно принятого на вооружение танка М48, в то время как департамент вооружений министерства обороны предлагал использовать в качестве шасси находившийся в стадии разработки экспериментальный Т95 (будущий М60). Точка зрения командования армии на какое-то время одержала верх. В 1956 году с фирмой Боуэн-Маклэглин был заключен контракт на изготовление трех прототипов БРЭМ Т88 на базе танков М48.
Прототип БРЭМ M88A1E1 в походном положении
Постройка «пилотных» машин задержалась — медленно шел процесс полномасштабного проектирования, долго не могли найти субподрядчика для изготовления сварной бронерубки машины. В этих условиях вновь воспрянули духом сторонники создания БРЭМ на базе танка Т95. Расчеты показывали, что новая БРЭМ и новый танк будут запущены в серию практически одновременно. БРЭМ на базе перспективного танка позволит стандартизировать бронетехнику по значительной номенклатуре узлов и агрегатов, кроме того, машина на основе Т95 будет обладать большим модернизационным потенциалом и лучшими характеристиками. Однако сторонники Т95 опять потерпели поражение.
Положение с линейными танками в армии США было весьма напряженным -усилия производства следовало направить только на выпуск перспективных танков, а не отвлекать на постройку вспомогательной техники. В то же время значительное количество состоявших на вооружении танков М48 перестало отвечать требованиям танкистов, вот эти машины и следовало переделывать в БРЭМ. В затянувшемся споре вынесли следующий окончательный вердикт: строить ремонтно-эвакуационные машины на базе М48 в качестве промежуточного варианта, пока заводы не насытят бронетанковые войска Т95, после чего вернуться к вопросу о создании новой БРЭМ. Истина, заключающаяся в известной поговорке: «Нет ничего более постоянного, чем временное» — справедлива по обе стороны океана. «Промежуточная» БРЭМ до сих пор остается на вооружении армии и корпуса морской пехоты США и замены ей пока не предвидится.
Испытания опытных Т88 показали, что двигатель AVI-1790-8 обеспечивает машине более чем скромные возможности по эвакуации бронетехники и замене башен. Между тем, принятие на вооружение более тяжелого М60 еще более ужесточило требования к тяговым характеристикам БРЭМ и грузоподъемности кранового оборудования. Установка более мощного 980-сильного мотора AVI-1780-6 и трансмиссии Аллисон ХТ-1400 позволило резко улучшить характеристики БРЭМ. После испытаний БРЭМ с обновленной силовой установкой, вооруженные силы США подписали с фирмой Боуэн-Маклэглин контракт на серийное производство ремонтно-эвакуационных машин М88.
Конструкция М88 значительно отличалась от исходного танка, изменения претерпела даже «ванна» танкового корпуса. Поскольку машина имела более длинную базу ходовой части, вопрос о конверсии М48 в БРЭМ отпал сам собой, основной аргумент в споре со сторонниками Т95 на практике применить оказалось невозможным. Ремонтно-эвакуационная машина длиннее и уже танка М48, вместо башни на БРЭМ установлена рубка, которая занимает примерно 2/3 корпуса. Рубка сварена из плоских бронелистов. В ней находятся места членов экипажа БРЭМ: командира, механика-водителя и двух специалистов-ремонтников. Внутри корпуса на днище бронерубки жестко закреплены две лебедки. В передней части корпуса машины имеется бульдозерный отвал, который используется в качестве дополнительной опоры при работе крана или лебедки. При необходимости машину можно применять и как бульдозер, однако делать этого не рекомендуется из-за слабой конструкции бульдозерного оборудования. На крыше передней части рубки расположены узлы крепления откидной А-образной стрелы гидравлического крана, в походном положении стрела укладывалась на корпус машины. В состав оборудования входит также гидравлический разводной гаечный ключ, предназначенный, прежде всего, для откручивания болтов в подвеске танков.
Бронезащите машины при ее разработке уделялось второстепенное внимание, поскольку М88 не предполагалось использовать в боевых условиях под огнем противника. Назначение БРЭМ — ремонт техники в ближнем тылу и эвакуация подбитой техники с поля боя «пост фактум» — когда сражение уже закончилось. Тонкая противопульная броня наряду с установленными почти вертикально бронелистами не обеспечивают адекватной защиты от огня противотанковых средств. Вместе с тем, невыгодная сточки зрения защищенности форма рубки обеспечивает относительный комфорт членам экипажа, а большой внутренний объем позволяет перевозить экипаж подбитого танка или кучу всякого нужного и не очень нужного имущества.
Все вооружение М88 состоит из личного оружия танкистов и смонтированного на крыше рубки рядом с люком командира крупнокалиберного пулемета на шкворневой установке (на прототипах имелись командирские пулеметные башенки, аналогичные применяемым на М48).
БРЭМ М88
Серийное производство М88 началось на заводе фирмы Боуэн-Маклэглин в Йорке, шт. Пенсильвания, в феврале 1961 г. До его окончания в феврале 1964 г. со сборочной линии сошло более тысячи БРЭМ. Выпуск машин возобновился в 1970 году в связи с нехваткой БРЭМ в армии США.
В середине 70-х годов ремонтно-эвакуационные машины были модернизированы в вариант М88А1 путем установки дизеля Теледайн Континентал AVDS-1790-2DR и трансмиссии Аллисон ХТ-1410-4.
Два прототипа варианта М88А1Е1 вышли на испытания в марте 1987 г. Эти машины рассматривались как альтернатива новой БРЭМ на шасси танка «Абрамс». Среди нововведений М88А1Е1: усовершенствованная силовая установка, более длинная стрела крана, усиленные торсионы подвески опорных катков машины, более мощная лебедка, усиленная до 30 мм броня лобовой части корпуса, резиновые противокумулятивные экраны на ходовой части.