Бронеавтомобиль образца 1929 года
В 1926 году механический завод "Ursus" под Варшавой приобрел лицензию на производство 2,5-тонных грузовиков итальянской фирмы SPA. Выпуск в Польше начался в 1929 году. Их также было решено использовать в качестве базы для бронеавтомобилей. Проект был готов в 1929 году. Всего выпущено около 20 бронеавтомобилей обр. 1929 года или "Ursus".
Они имели массу 4,8 т, экипаж - 4-5 человек. Вооружение - 37-мм орудие и два 7,92-мм пулемета или три 7,92-мм пулемета обр. 1925 года. Бронирование - лоб, борт, корма - 9 мм на заклепках. Двигатель "Ursus" мощность - 35 л. с, скорость - 35 км/ ч, дальность хода - 250 км.
Бронеавтомобиль оказался тяжелым и обладал плохой проходимостью, т. к. имел только одну пару ведущих колес. Они использовались, в основном, в учебных целях. По мобилизации вошли в состав 14-го броневого дивизиона Мазовецкой кавалерийской бригады.
Бронеавтомобиль образца 1934 года
Бронеавтомобили обр. 1928 года оказались тихоходными и обладали малой проходимостью. Решено было переделать их из полугусеничных в колесные. Проект переделки составили в 1934 году. Один бронеавтомобиль был переделан и испытан в марте, которые прошли более или менее удачно, и в сентябре 1934 г. было готово 11 бронеавтомобилей обр. 1934 года. При переделках и дальнейшей модернизации использовались узлы автомобиля "Польский Фиат" . Возникли три модернизации в машинах обр. 34-1. Гусеничная ходовая часть была заменена колесной с мостом автомобиля "Польский Фиат 614". Поставлен новый двигатель "Польский Фиат 108". На бронеавтомобиле обр. 34-II поставлен двигатель "Польский Фиат 108-III", а также задний мост новой усиленной конструкции, гидравлические тормоза и т. д.
Бронеавтомобили обр. 1934 года вооружались либо 37-мм пушкой, либо 7,92-мм пулеметом обр. 1925 года. Боевая масса соответственно 2,2 т и 2,1 т. Для БА обр. 34-II - 2,2 т. Экипаж - 2 человека. Бронирование - 6 мм горизонтальных и наклонных и 8 мм - вертикальных листов.
БА обр. 34-II имел двигатель мощностью 25 л. с, развивал скорость 50 км/ч (для обр. 34-1 - 55 км/ч). Дальность хода соответственно 180 и 200 км. Бронеавтомобиль мог преодолевать подъем 18°.
К началу войны бронеавтомобили обр. 1934 г. устарели и были сильно изношены.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
БА обр. 34 г. |
ВЫПУСК БТТ В ПОЛЬШЕ ПО ГОДАМ (округлено до десятков)
1931 | 1932 | 1933 | 1934 | 1935 | 1936 | 1937 | 1938 | 1939 | Итого | |
TK-3 | 40 | 90 | 120 | 30 | - | - | - | - | - | 280 |
TKF | - | - | - | 20 | - | - | - | - | - | 20 |
TKS | - | - | - | 70 | 120 | 90 | - | - | - | 280 |
7ТР | - | - | - | - | - | 30 | 50 | 40 | 10 | 130 |
Всего | 40 | 90 | 120 | 120 | 120 | 110 | 50 | 40 | 10 | 710 |
ВООРУЖЕНИЕ ПОЛЬСКИХ ТАНКОВ И БА |
|||||||
Пушки |
|||||||
Модель |
Калибр, мм длина ствола в калибрах |
Масса снаряда (пули), г |
Начальная скорость, м/с |
Дальность стрельбы, м |
Скорострельность, выстр./мин |
Толщина пробиваемой брони, мм с расст., м |
Примечание |
FR "A" wz.38 |
20/75 |
135 |
870-920 |
* |
750 |
25/200 |
Магазин 5-10 патронов, лента - 200 |
Bofors SA1918 |
37/21 |
500 -540 |
365- 388 |
2400 |
* |
12/500 |
Старая, французская |
Vickers |
47 |
1500 |
230-488 |
3000 |
* |
25/500 |
|
Пулеметы |
|||||||
7,92 wz.08 |
7,92 |
14,7 |
645 |
* |
500 |
* |
Лента на 250 патр. |
7,92 wz.25 "Гочкисс" |
7,92 |
12,8 |
700 |
4200 |
400 |
4/400 |
Магазин 24-30, лента 250 патр. |
7,92 wz.30 |
7,92 |
12,8-14,7 |
700 |
4500 |
700 |
8/200 |
Лента 250 или 330 патронов |
Reibel wz.31 |
7,5 |
10 |
850 |
3600 |
* |
* |
На танках R35, Н35 |
"Гочкисс" wz.35 |
13,2 |
51,2 |
800 |
* |
450 |
20/400 |
Магазин 15 патр. Танки "Виккерс" |