В 1937 году вермахту потребовался танк прорыва, который был бы в полтора раза тяжелее Pz Kpfw IV и имел 50-мм броню. Его проектирование поручалось машиностроительной фирме Хеншель в г. Кассель.
От управления вооружений заказом занялся начальник отдела новых разработок Э. Адерс, впоследствии признанный «отцом тигров» (Tigerfater). Первой его машиной стал DW1 (Durchbruchswagen — машина прорыва), изготовленный в одном экземпляре. В 1938 году появился DW2. С такой же, как и у DW1 ходовой частью (пять катков на индивидуальной торсионной подвеске), он развивал скорость 35 км/ч. В сентябре Э. Адерс начал работу над уточненным (масса конкретизировалась в 30 т) заданием. Одновременно к проекту подключились фирмы MAN, Даймлер-Бенц и конструкторское бюро Ф. Порше.
К тому времени обозначения для экспериментальных машин стандартизировали и заказанная машина получила идентификатор VK3001. Первые две цифры обозначали проектную массу, последние — порядковый номер образца.
Э. Адерс взял за основу свою машину DW2. На фирме Хеншель изготовили четыре незначительно различавшихся прототипа — по два в марте и октябре 1941 г. Что представляли собой эти машины? При боевой массе 32 т двигатель мощностью 300 л.с. обеспечивал им скорость не более 25 км/ч. Ходовая часть состояла из семи (одинарных и парных) катков, расположенных в шахматном порядке, и трех поддерживающих роликов. Вооружался танк короткоствольной 7,5-см пушкой и двумя пулеметами. Лобовую часть корпуса и башни защищала 50-мм броня, борта — 30-мм. Экипаж предусматривался из пяти человек.
Пока VK3001 (Н) дорабатывался, началась кампания против Советского Союза. После первых же сражений стало ясно, что хеншелевские прототипы проверку боем с Т-34 и KB не выдержат. Что касается Ф. Порше, то он только пробовал себя в конструировании танков. Это, по-видимому, и предопределило его дальнейшие неудачи на поприще танкостроения. Два экземпляра его машины VK3001 (Р) изготовили зимой 1940—1941 гг. Танк не превысил заданной массы и благодаря двум двигателям с воздушным охлаждением развивал скорость 60 км/ч! Ф. Порше предложил продольную торсионную подвеску шести катков на борт и электротрансмиссию. Однако освоить столь сложную конструкцию в сжатые сроки немецкая. промышленность не смогла, и оригинальный замысел остался не реализованным.
Фирма Хеншель в мае 1941 г. занялась еще одним экспериментальным образцом VK3601 с пушкой, снаряд которой мог бы пробивать броню толщиной 100 м с расстояния 1500 м. Кстати, когда изготовили этот танк, толщина его брони составила также 100 мм. Машина массой 40 т развивала скорость 40 км/ ч. Ее ходовая часть имела восемь катков большого диаметра (позже она перешла к «Тигру»),
![]() |
![]() |
DW1 |
VK3001(P) |
![]() |
![]() |
Американские офицеры возле расстрелянного советской артиллерией "Тигра" |
VK3001(H) |