Предыдущая Оглавление Следующая

После распада СССР часть "Тополей" остались за пределами России, на территории Белоруссии. 13 августа 1993 года начат вывод группировки РВСН "Тополь" из Белоруссии. 27 ноября 1996 года вывод группировки из Белоруссии был завершен.

В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 ПУ ракетных комплексов "Тополь". Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В каждом районе базируется по четыре - пять полков. На вооружении каждого полка - девять автономных пусковых установок и подвижной командный пункт.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

В настоящее время БГРК "Тополь" является основой потенциала ответного удара РВСН. В начале следующего столетия "Тополь" будет основой группировки российских РВСН.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт". Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

"Тополь" РТ-2ПМ. 15Ж58(РС-12М) [SS-25. Sickle]

"Тополь" - боевой грунтовой ракетный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой, имеющей моноблочную головную часть с ядерным боезарядом. Комплекс разработан в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе и Бориса Лагутина. Проектирование начато в 1975 году. Постановление правительства вышло 19 июля 1977 года. Испытания на полигоне Плесецк проводились с февраля 1983 года по декабрь 1988 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 23 июля 1985 года. Принят на вооружение 1 декабря 1988 года.

Система управления - автономная, инерциальная. Создана в НПО автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора Киевского завода "Арсенал" Серафима Парнякова. Пусковая установка создана в Волгоградском ЦКБ "Титан" под руководством Валериана Соболева и Виктора Шурыгина. Пусковая установка смонтирована на шасси семиосного тягача МАЗ-7912 (позже - МАЗ-7917) Минского автозавода с двигателем Ярославского моторного завода. Главный конструктор ракетовоза Владимир Цвялев. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещен на базе четырехосного автомобиля МАЗ-543М. Твердотопливные заряды двигателей разработаны в Люберецком НПО "Союз" под руководством Бориса Жукова (позже объединение возглавил Зиновий Пак). Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством главного конструктора Самвела Кочарянца.

Серийное производство ракет развернуто в 1985 году на Воткинском заводе. Серийное производство пусковых установок развернуто в Волгоградском ПО "Баррикады".

Максимальная дальность стрельбы, км 10000
Длина ракеты, м 21,5
Стартовая масса, т 45
Масса головной части, т 1
Масса снаряженной первой ступени ракеты, т 27,8
Длина первой ступени, м 8,1
Диаметр корпуса первой ступени, м 1,8 
Диаметр корпуса второй ступени, м 1,55 
Диаметр корпуса третьей ступени, м 1,34
Диаметр транспортно-пускового контейнера, м 2
Площадь района боевого патрулирования комплекса 125 000 км2.

"Целина-2"

Постановление правительства о разработке единой ракеты для шахтного, железнодорожного и грунтового видов базирования вышло 9 августа 1983 года. Разработка проекта боевого грунтового ракетного комплекса с трехступенчатой твеодотопливной межконтинентальной баллистической ракетой с РГЧ ИН начата в КБ "Южное" под руководством Владимира Уткина.

Проект предусматривал размещение пусковой установки МБР на двенадцатиосном колесном тягаче МАЗ-7906. Двенадцатиосный ракетовоз должен был состоять из двух сочлененных шестиосных тягачей. Предполагалось размещение на пусковой установке сочлененной из двух блоков трехступенчатой МБР. Стыковка блоков должна была производиться перед пуском ракеты.

Разработка проекта была прекращена.

"Икар"

Проект межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса. Разработка ракеты велась в начале 1990-х годов в КБ "Южное". Главный конструктор - Станислав Ус.

Работа над проектом начата после завершения разработки МБР "Воевода" Р-36М2. Предусматривалось создание многозарядной МБР тяжелого класса. Вскоре разработка была прекращена.

"Альбатрос"

Разработка ракетного комплекса "Альбатрос" была начата в соответствии с постановлением правительства от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс должен был стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программы СОИ. Летные испытания были проведены в 1991 -1992 годах.

"Скорость"

Разработка твердотопливной баллистической ракеты средней дальности "Скорость" начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1982 году.

Разработка была завершена в 1986 году. Летно-конструкторские испытания начаты на полигоне Капустин Яр 1 марта 1987 года. Произведен один испытательный пуск ракеты. 7 марта 1987 года разработка прекращена.

Ракета предназначалась для вооружения РВСН и Сухопутных войск с целью использования на Европейском театре военных действий. Обладала максимальной дальностью стрельбы 4000 км. Могла оснащаться как ядерным, так и неядерным боезарядом. В создании уникальной системы управления участвовали Московское НПО автоматики и приборостроения, возглавляемое Николаем Пилюгиным, позже - Владимиром Лапыгиным, и Свердловское НПО автоматики, возглавляемое Николаем Семихатовым.

"Курьер"

Разработка малогабаритной межконтинентальной баллистической ракеты "Курьер" начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1981 году. Эскизный проект закончен в 1984 году. Завершена разработка под руководством Бориса Лагутина. Летные испытания должны были начаться в 1992 году, однако были отменены в силу причин политического и экономического характера.

"Курьер" - малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса ракеты - около пятнадцати тонн.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz