ПЛАРК проекта 670М
Для размещения нового ракетного комплекса и оборудования корпус подводной лодки был несколько удлинен, изменились размеры и обводы прочной рубки. В носовой части легкого корпуса было сформировано небольшое «приполнение», что, наряду с увеличением длины, вызвало незначительный рост водоизмещения корабля.
Лодка получила новые, более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля.
Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления.
Основным информационным средством корабля являлся новый гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон», обеспечивающий дальность обнаружения до 180 км. Лодка получила и дополнительный перископ.
Твердотопливная ракета 4К85 имела стартовую массу 3180 кг и несла обычную или ядерную боевую часть массой 840 кг. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150 км, скорость ее полета соответствовала М=1. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения.
По сравнению с ПКР «Аметист» была улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т. н. «блок доведения» — инфракрасный датчик, установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий» РЛС на конечном участке траектории.
Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась с использованием цифровой ЭВМ, которая могла проверять все восемь ПКР одновременно. По сравнению с комплексом «Аметист» (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза.
По сравнению с проектом 670 несколько улучшились и условия обитаемости.
Характеристика ПЛАРК проекта 670М
Длина наибольшая | 104,9 м |
Ширина наибольшая | 9,9 м |
Средняя осадка | 7,4 м |
Водоизмещение: | 4310 м3 |
нормальное | 5500 м3 |
полное | |
Рабочая глубина погружения | 240 м |
Предельная глубина погружения | 300 м |
Полная скорость подводного хода | 24 уз. |
Надводная скорость | 13 уз. |
Автономность | 60 сут. |
Экипаж | 84 чел. |
Строительство кораблей проекта 670М, как и проекта 670, осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе «Красное Сормово».
Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | |
К-452 | 30.12.72 | 07.73 | 07.02.74 |
К-458 | 12.02.74 | 30.06.75 | 19.02.76 |
К-479 |
01.10.75 | 06.05.77 | 29.11.77 |
К-503 | 07.02.77 | 22.09.78 | 24.01.79 |
К-508 | 10.11.77 | 03.10.79 | 12.01.80 |
К-209 | 20.12.79 | 16.09.80 | 24.01.81 |
После 1978 года часть ПЛАРК проекта 670М получила новый цифровой гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат». В состав этого, весьма совершенного для своего времени, ГАК входили четыре гидроакустические антенны, обеспечивающие круговой обзор в режиме шумопеленгования, независимое автоматическое обнаружение и сопровождение целей, определение дистанции в режиме эхолокации, направленную кодированную гидроакустическую связь, а также обнаружение работающих в активном режиме гидролокаторов противника.
Другими усовершенствованиями, внедренными на проекте 670М в ходе эксплуатации ПЛАРК, стали новая система управления огнем «Радуга», аппаратура получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи «Молния», а также буксируемое антенное устройство «Параван», обеспечивающее прием радиосигналов на глубине до 150 м.
В 1987 г. корабли проекта 670М (К-209 и К-508) принимали участие в групповых стрельбах, в которых участвовало одновременно 6 ПЛАРК.
В1986-1992 гг. для отработки перспективного противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса «Оникс» была переоборудована в ПЛАРК К-452 («Новгород Великий» с 1997 года). В настоящее время этот корабль выведен из боевого состава СФ. Остальные подводные лодки проекта 670М также исключены из состава флота в 1991—1995 гг, К-479 разрезана на заводе «Нерпа» в 1995 году.
Проект 675
В ОКБ В.Н. Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям, был разработан противокорабельный комплекс П-6. Работы по созданию противокорабельного оружия с системой конечного самонаведения начались в нашей стране еще в 1948 году, однако дальность стрельбы первых ПКР не превышала нескольких десятков километров. В то же время основные надводные цели — авианосцы ВМС США — имели глубину всепогодной и всесуточной противовоздушной (противоракетной) обороны порядка 150—200 км. С появлением в начале 60-х годов на вооружении новых истребителей-перехватчиков F-4 «Фантом», оснащенных всеракурсными ракетами класса воздух—воздух AIM-7 «Спэрроу», а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А «Хоукай», глубина обороны должна была возрасти до 250— 300 км. В качестве ответной меры это требовало и создания противокорабельных ракет нового поколения, имеющих большую (порядка нескольких сотен километров) дальность.
Исследовательские работы по формированию облика противокорабельных ракет большой дальности начались в подмосковном Реутово под руководством В.Н. Челомея еще в 1956 году. Крылатая ракета, входящая в состав комплекса, должна была иметь максимальную дальность стрельбы более 300 км, что обеспечивало возможность поражения авианосных ударных групп и соединений противника без входа в зону его противолодочной и противокорабельной обороны. ПКР должна была комплектоваться системой управления, обеспечивающей поражение надводных целей практически всех классов, ядерной и осколочно-фугасной боевыми частями большой мощности.
Корабельная и ракетная аппаратура системы управления комплексов разрабатывались НИИ-49 (впоследствии переименованном в НПО «Гранит»), возглавляемым Н.А. Чариным,