
Перегрузка ракет комплекса «Луна-М» с транспортной машины 9Т29
Данные ракет типа «Луна»
|
Ракета |
ЗР10 |
ЗР9 |
«Луна М» |
«Луна 3» |
|
Калибр, мм: |
||||
|
ракеты |
415 |
415 |
544 |
544 |
|
надкалиберной боевой части |
540 |
415 |
544 |
544 |
|
Длина ракеты, мм |
10600 |
9100 |
8960/9400* |
8960 |
|
Размах оперения, мм |
- |
- |
1700 |
- |
|
Вес боевой части, кг |
503 (спец.) |
358 (фугасн.) |
420 |
455 |
|
Вес топлива, кг |
840 |
840 |
1080 |
1100 |
|
Вес ракеты стартовый, кг |
2287 |
2175 |
2432-2450/2486* |
около 2500 |
|
Дальность, км: |
||||
|
максимальная |
32,2 |
44,5 |
67-68 |
70-75 |
|
минимальная |
10 |
12 |
12-15 |
15 |
|
Время работы двигателя, с |
4,3 |
— |
— |
— |
|
Длина активного участка, км |
2,0 |
— |
- |
— |
|
Скорость максимальная, м/с |
767 |
— |
около 1200 |
— |
•-для ракет 9М21Б, Ф, Е/9М21Б1 и Е1
Установка 9П113 могла гарантированно произвести не менее 200 пусков ракеты «Луна-М». Причем, при необходимости она могла вести огонь прямой наводкой.
Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была создана также на шасси ЗИЛ-135ЛМ. Она перевозила три ракеты «Луна-М» любой модификации. Расчет машины состоял из двух человек.
По специальному заданию правительства в 1968 г. на основе комплекса 9К52 «Луна-М» был создан комплекс 9К52ТС, приспособленный к условиям тропического климата. При этом пусковая установка 9П113ТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками.
29.07.1966 г. вышло Постановление СМ о новой модернизации комплекса «Луна». Основной целью модернизации комплекса было увеличение точности стрельбы. Как старые ракеты 3Р-10 и 3Р-9, так и новые ракеты «Луна-М» имели круговое вероятное отклонение (КВО) от 1200 до 2000 м (на разных дальностях стрельбы). Новая ракета «Луна-3» должна была иметь КВО меньше в 1,5-2 раза. Кроме того, исключалось применение метеозондов, которые запускались перед стартом всех неуправляемых снарядов («Марс», «Филин», «Луна» и «Луна-М»), и тем демаскировали комплекс. Для повышения точности стрельбы в ракете устанавливался так называемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками.
В 1967 г. ОКБ завода «Баррикады» провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113М мог производить пуски как ракет «Луна-М», так и ракет «Луна-3».
Однако проведенные в 1968-1969 гг. летные испытания ракет «Луна-3» дали еще большее КВО, чем у «Луны-М», то есть корректор работал неудовлетворительно. Было признано проведение дальнейших работ по усовершенствованию «Луны» нецелесообразным и принято решение для дивизионной тактической ракеты начать проектирование полномасштабной системы управления.
Таким ракетным комплексом стала «Точка», разработка которого началась в марте 1968 г. «Точка» поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет.
Комплекс 9К52 широко экспортировался в различные страны мира. Комплекс «Луна-М» использовался иракской армией в ходе операции «Буря в пустыне». При объединении ГДР и ФРГ комплекс «Луна-М» со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение НАТО.
Данные пусковых установок
|
Комплексы |
«Луна» |
«Луна-М» |
![]() Пусковая установка 9П113 в боевом положении |
|
Индекс ПУ |
2П16 |
9П113 |
|
|
Угол ВH, град. |
-;+60° |
+15°;+65° |
|
|
Угон ГН, град. |
±5° |
±7° |
|
|
Дпина направляющих, мм |
7710 |
9970 |
|
|
Расстояние от грунта до оси цапф качающейся части, мм |
1635 |
- |
|
|
Габариты установки, мм: |
|||
|
длина |
— |
10690 |
|
|
ширина |
3140 |
2800 |
|
|
высота с ракетой |
— |
3350 |
|
|
высота без ракеты |
— |
2860 |
|
|
Ширина колеи, мм |
— |
2300 |
|
|
Клиренс, мм |
370 |
около 500 |
|
|
Вес шасси, кг |
11519 |
около 10500 |
|
|
Вес качающейся части без ракеты, кг |
1494 |
- |
|
|
Вес артиллерийской части с ракетой, кг |
5548/5433* |
— |
|
|
Вес всей установки, кг: |
|||
|
без ракеты |
15 080/15077* |
14 890 |
|
|
с ракетой |
17 367/17 252* |
17560 |
|
|
Мощность двигателя, л. с. |
235 |
360 |
|
|
Скорость возки с ракетой км/час: |
|||
|
по бездорожью |
— |
20 |
|
|
по грунтовой дороге |
16-18 |
40 |
|
|
по шоссе |
40 |
60 |
|
|
Время пуска, мин: |
|||
|
из походного положения |
7 |
10 |
|
|
из боевого положения (готовность № 2) |
5 |
7 |
|
|
Расчет, чел. |
11 |
7 |
|
|
Запас хода по шоссе (по контрольному расходу топлива), км |
— |
650 |
* - с ракетой ЗР10/3Р9