Предыдущая Оглавление Следующая

«Рено» FT-17 послужили базой для ряда экспериментов — в виде опыта их пытались превратить в плавающие машины, в транспортеры, танки-тральщики, самоходные танковые мосты, носители фашин для преодоления широких рвов, самоходные прожектора. Шасси «Рено» FT было использовано для легкого 3,5-тонного трактора «Рено» H.J. для вспомогательных служб.

Тактико-технические характеристики легкого танка «Рено» FT-17

  пушечный / пулеметный

Боевая масса, т

 6,7 / 6,5

Экипаж, человек

2

Высота, м

2,14

Длина, м

4,1 (без «хвоста») и 5,0 (с «хвостом»)

Ширина, м

1,74

Клиренс, м

0,41-0,5

Толщина брони, мм:

лоб корпуса

16

борт корпуса

16-8

Башня

22 (литая) или 16 (клепаная)

Корма

8

крыша и днище

6

Вооружение:

Орудия

37-мм пушка «Гочкис / -

Пулеметы

- / 1х8-мм «Гочкис» модели 1914 г.

Боекомплект:

выстрелов

237 (225 снарядов и 12 картечей)

патронов

-/4800

Двигатель:

марка

«Рено»

тип

карбюраторный

число цилиндров

4

охлаждение

жидкостное

мощность, л.с.

39

Запас топлива, л

90-100

Трансмиссия

механическая

Коробка передач

четырехскоростная с реверсом

Механизм поворота

бортовые фрикционы и ленточные тормоза

Ходовая часть (на один борт)

9 сдвоенных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения

Подвеска

блокированная, с листовыми пружинами

Тип гусеницы

металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром

Количество траков в цепи

32

Тип зацепления

зубовое

Ширина трака, мм

324

Шаг трака, мм

250

Макс, скорость, км/ч

7,8

Средняя скорость, км/ч

4,5

Запас хода, км

35

Удельное давление, кг/см2

0,48/0,47

Преод. подъем, град.

45

Ширина преод. рва, м

1,8 (с «хвостом») и 1,35 (без «хвоста»)

Высота стенки, м

0,6

Глубина брода, м

0,7

Толщина сваливаемого дерева, м

0,25

Тяговое усилие, кгс

5030

Tn1WW087.jpg

Танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте. Сзади хорошо виден «хвост», облегчавший форсирование рвов

Опытные тяжелые танки

Необходимость в тяжелом «танке прорыва» была осознана французскими специалистами уже в конце 1916г. после первых боев английских танков, однако во время войны дело не вышло из стадии опытов. 30 декабря 1916г. в Консультативный комитет по артиллерии специального назначения поступил проект 38-тонного танка со 105-мм пушкой и 30-мм броней, предложенный «Средиземноморским обществом железоделательных заводов и верфей» (F.C.M.).

В феврале 1917 г. Этъен предложил заменить пушку на 75-мм и изготовить два варианта — с механической и с электрической трансмиссией. Консультативный комитет сформулировал требования и к бронированию — защита от снарядов германских 77-мм полевых пушек. В 1917 г. фирма F.C.M. представила макет тяжелого танка 1А массой 50 т, с экипажем 6 человек, пушкой в башне, двумя пулеметами, толщиной брони 35-16 мм, длиной 9,2 и высотой 3,35 м, двигателем в 240 л.с., механической трансмиссией и скоростью хода около 5 км/ч. Вариант с электротрансмиссией представила чуть позже «Эстеблишмен Экспериментале Франсез» в виде 68-тонного танка 1С, в котором установила два двигателя по 250 л.с, увеличила экипаж до 10 человек, а толщину брони до 45 мм, длина танка составила 10 м. Дело двигалось медленно — вопрос о пушке и толщине брони все еще обсуждался в Комитете 25 ноября 1917 г. (через год после первого рассмотрения). К тому же в декабре 1917 г. французское правительство дало согласие на строительство в Шатору завода для сборки англо-американского Мк VIII.

9 февраля 1918 г. Этьен, оценив проведенные опыты, в специальном докладе отметил, что «именно тяжелые танки должны возглавлять атаку», а 21 февраля тяжелые танки включили в производственную программу. 13 июня приняли окончательное решение о создании французского тяжелого танка, и F.C.M. был выдан заказ на 300 танков типа 1С со сдачей в 1919 г. Однако довести машину до «железа» во время войны не удалось. В результате французская армия в качестве «временной» меры получила 77 британских тяжелых танков MkV*.

Организация французских танковых частей

Решение о формировании «штурмовой артиллерии» (или «специальной артиллерии») было принято в апреле 1916 г., в июле это поручили полковнику Этьену. Подчиненность еще не была определена — ответственность периодически перекладывалась с вице-секретариата артиллерии на управление автомобильной службы и обратно. 30 сентября Этьена произвели в бригадные генералы и назначили командующим танковыми силами, официально прикомандировав его к главнокомандующему. Однако вице-секретариат артиллерии продолжал курировать все вопросы организации и оснащения новых частей. Первая группа офицеров из автомобильных частей, артиллерии и кавалерии прибыла в форт Тру д'Анфер в августе-сентябре 1916 г. В сентябре-октябре прибыли два первых танка «Шнейдер» и «Сен-Шамон» и несколько небронированных шасси для подготовки экипажей. Первоначальное обучение и сколачивание подразделения вели в Марли, начальную техническую подготовку - в лагере автомобильной службы Серкотт, а с декабря 1916 г. начал действовать лагерь в Шамплиэ, ставший главной базой французских танковых сил. Задачи и порядок подготовки впервые регламентировали приказом от 1 января 1917 г., любопытно, что в нем новый командующий зафиксировал свое намерение превратить «штурмовую артиллерию» в «отборные части».

Tn1WW088.jpg

Узлы ходовой части танка «Рено» FT-17: 1 - поддерживающий ролик, 2 - пружина буфера, 3 - направляющее колесо, 4 - вилка натяжного устройства, 5 - гайка натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 7 - передний балансир, 8 - серьга рессоры, 9 - задний балансир, 10 - рессора, 11 - тележка, 12 - опорный каток, 13 - ведущее колесо, 14 - ось ведущего колеса.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz