«Рено» FT-17 послужили базой для ряда экспериментов — в виде опыта их пытались превратить в плавающие машины, в транспортеры, танки-тральщики, самоходные танковые мосты, носители фашин для преодоления широких рвов, самоходные прожектора. Шасси «Рено» FT было использовано для легкого 3,5-тонного трактора «Рено» H.J. для вспомогательных служб.
Тактико-технические характеристики легкого танка «Рено» FT-17 |
|
пушечный / пулеметный | |
Боевая масса, т |
6,7 / 6,5 |
Экипаж, человек |
2 |
Высота, м |
2,14 |
Длина, м |
4,1 (без «хвоста») и 5,0 (с «хвостом») |
Ширина, м |
1,74 |
Клиренс, м |
0,41-0,5 |
Толщина брони, мм: |
|
лоб корпуса |
16 |
борт корпуса |
16-8 |
Башня |
22 (литая) или 16 (клепаная) |
Корма |
8 |
крыша и днище |
6 |
Вооружение: |
|
Орудия |
37-мм пушка «Гочкис / - |
Пулеметы |
- / 1х8-мм «Гочкис» модели 1914 г. |
Боекомплект: |
|
выстрелов |
237 (225 снарядов и 12 картечей) |
патронов |
-/4800 |
Двигатель: |
|
марка |
«Рено» |
тип |
карбюраторный |
число цилиндров |
4 |
охлаждение |
жидкостное |
мощность, л.с. |
39 |
Запас топлива, л |
90-100 |
Трансмиссия |
механическая |
Коробка передач |
четырехскоростная с реверсом |
Механизм поворота |
бортовые фрикционы и ленточные тормоза |
Ходовая часть (на один борт) |
9 сдвоенных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения |
Подвеска |
блокированная, с листовыми пружинами |
Тип гусеницы |
металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром |
Количество траков в цепи |
32 |
Тип зацепления |
зубовое |
Ширина трака, мм |
324 |
Шаг трака, мм |
250 |
Макс, скорость, км/ч |
7,8 |
Средняя скорость, км/ч |
4,5 |
Запас хода, км |
35 |
Удельное давление, кг/см2 |
0,48/0,47 |
Преод. подъем, град. |
45 |
Ширина преод. рва, м |
1,8 (с «хвостом») и 1,35 (без «хвоста») |
Высота стенки, м |
0,6 |
Глубина брода, м |
0,7 |
Толщина сваливаемого дерева, м |
0,25 |
Тяговое усилие, кгс |
5030 |
Танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте. Сзади хорошо виден «хвост», облегчавший форсирование рвов
Необходимость в тяжелом «танке прорыва» была осознана французскими специалистами уже в конце 1916г. после первых боев английских танков, однако во время войны дело не вышло из стадии опытов. 30 декабря 1916г. в Консультативный комитет по артиллерии специального назначения поступил проект 38-тонного танка со 105-мм пушкой и 30-мм броней, предложенный «Средиземноморским обществом железоделательных заводов и верфей» (F.C.M.).
В феврале 1917 г. Этъен предложил заменить пушку на 75-мм и изготовить два варианта — с механической и с электрической трансмиссией. Консультативный комитет сформулировал требования и к бронированию — защита от снарядов германских 77-мм полевых пушек. В 1917 г. фирма F.C.M. представила макет тяжелого танка 1А массой 50 т, с экипажем 6 человек, пушкой в башне, двумя пулеметами, толщиной брони 35-16 мм, длиной 9,2 и высотой 3,35 м, двигателем в 240 л.с., механической трансмиссией и скоростью хода около 5 км/ч. Вариант с электротрансмиссией представила чуть позже «Эстеблишмен Экспериментале Франсез» в виде 68-тонного танка 1С, в котором установила два двигателя по 250 л.с, увеличила экипаж до 10 человек, а толщину брони до 45 мм, длина танка составила 10 м. Дело двигалось медленно — вопрос о пушке и толщине брони все еще обсуждался в Комитете 25 ноября 1917 г. (через год после первого рассмотрения). К тому же в декабре 1917 г. французское правительство дало согласие на строительство в Шатору завода для сборки англо-американского Мк VIII.
9 февраля 1918 г. Этьен, оценив проведенные опыты, в специальном докладе отметил, что «именно тяжелые танки должны возглавлять атаку», а 21 февраля тяжелые танки включили в производственную программу. 13 июня приняли окончательное решение о создании французского тяжелого танка, и F.C.M. был выдан заказ на 300 танков типа 1С со сдачей в 1919 г. Однако довести машину до «железа» во время войны не удалось. В результате французская армия в качестве «временной» меры получила 77 британских тяжелых танков MkV*.
Решение о формировании «штурмовой артиллерии» (или «специальной артиллерии») было принято в апреле 1916 г., в июле это поручили полковнику Этьену. Подчиненность еще не была определена — ответственность периодически перекладывалась с вице-секретариата артиллерии на управление автомобильной службы и обратно. 30 сентября Этьена произвели в бригадные генералы и назначили командующим танковыми силами, официально прикомандировав его к главнокомандующему. Однако вице-секретариат артиллерии продолжал курировать все вопросы организации и оснащения новых частей. Первая группа офицеров из автомобильных частей, артиллерии и кавалерии прибыла в форт Тру д'Анфер в августе-сентябре 1916 г. В сентябре-октябре прибыли два первых танка «Шнейдер» и «Сен-Шамон» и несколько небронированных шасси для подготовки экипажей. Первоначальное обучение и сколачивание подразделения вели в Марли, начальную техническую подготовку - в лагере автомобильной службы Серкотт, а с декабря 1916 г. начал действовать лагерь в Шамплиэ, ставший главной базой французских танковых сил. Задачи и порядок подготовки впервые регламентировали приказом от 1 января 1917 г., любопытно, что в нем новый командующий зафиксировал свое намерение превратить «штурмовую артиллерию» в «отборные части».
Узлы ходовой части танка «Рено» FT-17: 1 - поддерживающий ролик, 2 - пружина буфера, 3 - направляющее колесо, 4 - вилка натяжного устройства, 5 - гайка натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 6 - винт натяжного устройства, 7 - передний балансир, 8 - серьга рессоры, 9 - задний балансир, 10 - рессора, 11 - тележка, 12 - опорный каток, 13 - ведущее колесо, 14 - ось ведущего колеса.