![]() |
![]() |
Пускозаряжающая установка 9А84 |
Транспортная машина 9Т83 с контейнерами с ЗУР |
Пускозаряжающая установка 9А85 была предназначена для перевозки и хранения четырех ракет 9М83 в ТПК, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А83 пуска ЗУР 9М83, заряжания ПУ 9А83 ракетами (с самой себя, с транспортной машины 9Т83 или с народнохозяйственных транспортных средств, с грунта, из пакета МС-160.01), а также для самозаряжания.
Время заряжания ПУ 9А83 полным боекомплектом ЗУР составляла - 50-60 мин, грузоподъемность крана - 6350 кг.
По составу пускозаряжающая установка отличалась от ПУ наличием крана, установленного вместо различной радиоэлектронной аппаратуры и станции подсвета целей. На ней находились кабели, соединявшие размещенные на ней ракеты с аппаратурой ПУ 9А83. Вместо газотурбинного агрегата электропитания на пускозаряжающей установке применялся дизельный агрегат.
Вся аппаратура и боекомплект ЗУР располагались на гусеничном шасси "объект 835". Масса пускозаряжающей установки с боекомплектом ЗУР - 47 т. Расчет - 3 чел.
Пускозаряжающая установка 9А84 предназначалась для перевозки и хранения двух ракет 9М82 в транспортно-пусковых контейнеpax, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А82 пуска ЗУР 9М82, заряжания этой ПУ и самозаряжения. По своему устройству она отличалась от установки 9А85 только конструкцией устройства для установки ТПК в стартовое положение, а по основным характеристикам и принципам функционирования была аналогична ей.
Зенитная управляемая ракета 9М83 была предназначена для поражения самолетов (в том числе маневрирующих с перегрузками до 7-8 ед. и в условиях радиопротиводействия) крылатых ракет в том числе низколетящих типа ALCM, и БР типа "Скад" и "Ланс", а ЗУР 9М82 - также и для поражения головных частей ракет "Першинг-1A", "Першинг-1Б", авиационных БР типа SRAM, самолетов-постановщиков активных помех на дальностях до 100 км.
ЗУР 9М82 и 9М83 представляли собой двухступенчатые твердотопливные ракеты, выполненные по аэродинамической схеме "несущий конус" с газодинамическими органами управления первой ступени. Ракеты размещались в ТПК. Конструкция ракет была в максимальной степени унифицирована, основные отличия были связаны с применением более мощной стартовой ступени на 9М82.
В головной части ракет были размещены единые для ракет блоки бортовой аппаратуры:
- аппаратура самонаведения; неконтактное взрывательное устройство (НВУ);
- инерциальная система управления;
- бортовое вычислительное устройство.
ЗУР были снабжены боевой частью направленного действия.
На хвостовом отсеке маршевой ступени размещались четыре аэродинамических руля и четыре стабилизатора.
Пуск ЗУР производился при вертикальном положении ТПК с помощью находящегося в нем порохового аккумулятора давления. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера при вертикальном старте начинался процесс склонения ракеты на заданный угол (задействованием нескольких из восьми импульсных двигателей), который завершался к моменту окончания работы стартовой ступени. При пусках в дальнюю зону по аэродинамическим целям запуск двигателя маршевой ступени производился с задержкой до 20 секунд по отношению к моменту окончания работы двигателя стартовой ступени.
Управление ракетой на маршевом и пассивном участках полета осуществлялось посредством отклонения четырех аэродинамических рулей. ЗУР наводилась на цель либо системой инерциального управления по методу пропорциональной навигации с переходом на самонаведение примерно за 10 секунд до подлета к цели, либо системой командно-инерциального управления с самонаведением в течение последних 3 секунд полета. Последний способ наведения использовался при стрельбе по целям в условиях мощных ретранслированных (ответных) помех внешнего прикрытия. Полет ЗУР при инерциальном управлении осуществлялся по энергетически оптимальным траекториям, что обеспечивало предельно большую досягаемость ракет.
Полетное задание вводилось в бортовое вычислительное устройство ЗУР со специальной ЭВМ ПУ и корректировалось в полете радиокомандами, принимаемыми аппаратурой самонаведения от передатчика ПУ.
Оптимальная выборка команд перехода на самонаведение, осуществлявшаяся по информации от аппаратуры самонаведения и инерциальной системы управления ракет 9М82, делала возможным поражение этой ЗУР таких малоразмерных целей, как головные части БР "Першинг" и авиационной БР SRAM
При стрельбе по пеленгуемому многоканальной станцией наведения ракет постановщику активных помех в полетное задание вводился соответствующий признак, по которому производились настройки, обеспечивавшие поражение ракетой 9М82 цели на дальностях до 100 км. За 0,5-2 секунды до точки встречи на борту ЗУР вырабатывалась команда, по которой начинался доворот ракеты по крену для совпадения в момент подрыва боевой части ЗУР максимума плотности поля разлета осколков БЧ с направлением на цель. За 0,3 секунды до точки встречи включалось неконтактное взрывательное устройство ЗУР, которое затем выдавало команду на подрыв БЧ. При большом промахе обеспечивалась самоликвидация ЗУР подрывом БЧ.