Предыдущая Оглавление Следующая

ZRKSV053.jpg ZRKSV054.jpg

Пускозаряжающая установка 9А84

Транспортная машина 9Т83 с контейнерами с ЗУР

Пускозаряжающая установка 9А85 была предназначена для перевозки и хранения четырех ракет 9М83 в ТПК, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А83 пуска ЗУР 9М83, заряжания ПУ 9А83 ракетами (с самой себя, с транспортной машины 9Т83 или с народнохозяйственных транспортных средств, с грунта, из пакета МС-160.01), а также для самозаряжания.

Время заряжания ПУ 9А83 полным боекомплектом ЗУР составляла - 50-60 мин, грузоподъемность крана - 6350 кг.

По составу пускозаряжающая установка отличалась от ПУ наличием крана, установленного вместо различной радиоэлектронной аппаратуры и станции подсвета целей. На ней находились кабели, соединявшие размещенные на ней ракеты с аппаратурой ПУ 9А83. Вместо газотурбинного агрегата электропитания на пускозаряжающей установке применялся дизельный агрегат.

Вся аппаратура и боекомплект ЗУР располагались на гусеничном шасси "объект 835". Масса пускозаряжающей установки с боекомплектом ЗУР - 47 т. Расчет - 3 чел. 

Пускозаряжающая установка 9А84 предназначалась для перевозки и хранения двух ракет 9М82 в транспортно-пусковых контейнеpax, проведения совместно с аппаратурой ПУ 9А82 пуска ЗУР 9М82, заряжания этой ПУ и самозаряжения. По своему устройству она отличалась от установки 9А85 только конструкцией устройства для установки ТПК в стартовое положение, а по основным характеристикам и принципам функционирования была аналогична ей.

Зенитная управляемая ракета 9М83 была предназначена для поражения самолетов (в том числе маневрирующих с перегрузками до 7-8 ед. и в условиях радиопротиводействия) крылатых ракет в том числе низколетящих типа ALCM, и БР типа "Скад" и "Ланс", а ЗУР 9М82 - также и для поражения головных частей ракет "Першинг-1A", "Першинг-1Б", авиационных БР типа SRAM, самолетов-постановщиков активных помех на дальностях до 100 км.

ЗУР 9М82 и 9М83 представляли собой двухступенчатые твердотопливные ракеты, выполненные по аэродинамической схеме "несущий конус" с газодинамическими органами управления первой ступени. Ракеты размещались в ТПК. Конструкция ракет была в максимальной степени унифицирована, основные отличия были связаны с применением более мощной стартовой ступени на 9М82.

В головной части ракет были размещены единые для ракет блоки бортовой аппаратуры:
- аппаратура самонаведения; неконтактное взрывательное устройство (НВУ);
- инерциальная система управления;
- бортовое вычислительное устройство.

ЗУР были снабжены боевой частью направленного действия.

На хвостовом отсеке маршевой ступени размещались четыре аэродинамических руля и четыре стабилизатора.

Пуск ЗУР производился при вертикальном положении ТПК с помощью находящегося в нем порохового аккумулятора давления. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера при вертикальном старте начинался процесс склонения ракеты на заданный угол (задействованием нескольких из восьми импульсных двигателей), который завершался к моменту окончания работы стартовой ступени. При пусках в дальнюю зону по аэродинамическим целям запуск двигателя маршевой ступени производился с задержкой до 20 секунд по отношению к моменту окончания работы двигателя стартовой ступени.

Управление ракетой на маршевом и пассивном участках полета осуществлялось посредством отклонения четырех аэродинамических рулей. ЗУР наводилась на цель либо системой инерциального управления  по методу пропорциональной навигации с переходом на самонаведение примерно за 10 секунд до подлета к цели, либо системой командно-инерциального управления с самонаведением в течение последних 3 секунд полета. Последний способ наведения использовался при стрельбе по целям в условиях мощных ретранслированных (ответных) помех внешнего прикрытия. Полет ЗУР при инерциальном управлении осуществлялся по энергетически оптимальным траекториям, что обеспечивало предельно большую досягаемость ракет.

Полетное задание вводилось в бортовое вычислительное устройство ЗУР со специальной ЭВМ ПУ и корректировалось в полете радиокомандами, принимаемыми аппаратурой самонаведения от передатчика ПУ.

Оптимальная выборка команд перехода на самонаведение, осуществлявшаяся по информации от аппаратуры самонаведения и инерциальной системы управления ракет 9М82, делала возможным поражение этой ЗУР таких малоразмерных целей, как головные части БР "Першинг" и авиационной БР SRAM

При стрельбе по пеленгуемому многоканальной станцией наведения ракет постановщику активных помех в полетное задание вводился соответствующий признак, по которому производились настройки, обеспечивавшие поражение ракетой 9М82 цели на дальностях до 100 км. За 0,5-2 секунды до точки встречи на борту ЗУР вырабатывалась команда, по которой начинался доворот ракеты по крену для совпадения в момент подрыва боевой части ЗУР максимума плотности поля разлета осколков БЧ с направлением на цель. За 0,3 секунды до точки встречи включалось неконтактное взрывательное устройство ЗУР, которое затем выдавало команду на подрыв БЧ. При большом промахе обеспечивалась самоликвидация ЗУР подрывом БЧ.

Предыдущая Оглавление Следующая