Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) :
- подводная .................................30 (8,5)
- надводная......... 1400 (10,8) и 1000 (10)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число трубчатых носовых ТА ......... 2
- общее число торпед...........................2
Артиллерийское :
- число х калибр АУ, мм .... 1 х 75,1 х 37
- число х калибр пулеметов, мм 1 х 7,62
Минное:
- 42 мины заграждения типа ПЛ Средства наблюдения и связи:
- 2 перископа и радиостанция с дальностью действия более 100 миль
Подводные лодки типа АГ ("Американский Голланд") (проекты: Голланд-602F', Голланд-602GF', Голланд-602L", Голланд-602R")
22 июня 1915г. фирма Дж. Голланда -"Электрик Боут Компани" через посредничество АО "Ноблесснер" предложила Морскому министерству России поставить 3-5 ПЛ "системы Голланда". Контракт на поставку 5 ПЛ проекта 602F заключен 18 августа 1915 г. Секции ПЛ строились на заводе в г. Ванкувер, комплектующие изделия из США доставлялись во Владивосток. Сборка пяти ПЛ проекта 602F производилась на Балтийском заводе в С. Петербурге. Стоимость постройки, доставки и страховки до Владивостока -3 млн. 512 тыс. 500 долларов США (7 млн. 239 тыс. руб.) Сборка в России - 1 млн. 340 тыс. 250 руб.
Пять ПЛ, получившие литерно-цифровые обозначения "АГ-11", "АГ-12", "АГ-13", "АГ-14" и "АГ-15", были заложены на Балтийском заводе 2 апреля 1916 г., спущены в августе 1916 г., вступили в строй Балтийского флота 6 и 10 сентября 1916 г. ("АГ-П", "АГ-12") и 11 ноября 1916 г. ("АГ-13", "АГ-14", "АГ-15").
ПЛ имели однокорпусную конструкцию, поперечное сечение в средней части - круговое, в корме - эллиптическое. Над ПК в районе 18-89 шп. - водонепроницаемая надстройка. В носовой части - приспособление длиной 5,5 м для разрезания сетей. Метацентрическая высота в надводном положении 0,27 м, в подводном - 0,17 м. Система погружения - 8 ЦГБ, расположенных внутри ПК, заполнявшихся самотеком, общая емкость - 78,3 м3. Продувание (давление воздуха 7 кг/см2) производилось на глубинах не более 52 м через распределительную коробку в ЦП. Носовая и кормовая ЦГБ соединялись через коробчатый киль, остальные - через вспомогательный осушительный трубопровод. Главные трюмно-балластные помпы - центробежная, производительностью 7.64 м3/час, и поршневая - 0,76 м3/час.
Перископы, диаметром 127 мм, имели разную длину: в ЦП - 6,4 м; в боевой рубке (БР) - 4,0 м. БР, имевшая верхний и нижний люки, могла использоваться как шлюзовая спасательная камера, такие же люки находились во всех отсеках. ПЛ была снабжена аварийным буем с телефоном.
Подводная лодка тина АГ в конце 20-х годов
Электродвигатели в перегрузочном режиме развивали мощность по 310 л.с. (сила тока - 1140 А), при эк. ходе -160 л.с. (220 В, 575 А). Напряжение бортовой сети 120 В. Запас топлива - 15 т. АБ - в герметичных ямах.
Стрельба из ТА могла осуществляться залпами только по 2 торпеды (левый нижний - правый верхний ТА и наоборот). Две мачты по 12,2 м должны были нести антенну радиосвязи, фонари и сигналы.
В период постройки и сдачи каждая ПЛ была снабжена 1х47-мм орудием, паровым отоплением (по проекту -4 электрогрелки по 300 Вт.), переносными вентиляторами и ограждением НГР.
В период боевых действий погибла "АГ-14". "АГ-15" - потерпела аварию и затонула 8 июня 1917 г, поднята 16 июня 1917 г. "АГ-13" 8 июня 1917 г. переименована в "АГ-16". 3 апреля 1918 г. все ПЛ типа "АГ" из состава 4-го дивизиона ПЛ Балтфлота были затоплены своими экипажами в базе Гангэ (п-в Ханко).
14 сентября и 25 октября 1916 г. и 8 февраля 1917 г. было заключено еще три контракта на поставку 12 ПЛ (6 ед. для Черноморского флота, проектов "602F" и "602L". 3 ед. для Балтийского флота и 3 ед. для Флотилии Северного Ледовитого океана, все проекта "602R") общей стоимостью 28 млн. 872 тыс. руб. без затрат на сборку. Планируемые сроки ввода ПЛ для Черного моря лето -осень 1917 г. для Севера и Балтики -сентябрь и ноябрь 1917 г. Контракт на уже готовые секции ПЛ проекта "602R" был аннулирован 29 ноября 1917 г. Верховной коллегией по морским делам. Впоследствии эти корабли вошли в состав ВМС США под наименованием "Н4" - "Н6".
Первые ПЛ проекта "602GF" были доставлены в Николаев 18 августа 1917 г., сборку должно было осуществлять отделение Балтийского завода в г. Николаеве. Названы: "АГ-21", "АГ-22", "АГ-23". "АГ-24" и "АГ-26". В 1917 г. работы, как и на балтийских "АГ", осуществлялись рабочими завода под руководством представителей фирмы "Электрик Боут Компани", после 1917 г. - только русскими инженерами и рабочими. "АГ-21", "АГ-22" и "АГ-23" были заложены в 1917 г, спущены в 1917, 1919 и 1920 гг., вступили в строй в 1918, 1919 и 1920 гг. соответственно. "АГ-21" затоплена в Севастополе 26 апреля 1919 г. "АГ-22" в 1920 г. уведена в Бизерту.
Подводная лодка типа АГ "A-5" Черноморского флота в начале Великой Отечественной войны