Как это ни странно, но первую торпеду (если понимать под торпедой самодвижущийся снаряд, перемещающийся в воде и оснащённый некоей системой управления или стабилизации движения) разработал неизвестный офицер австрийского флота в середине XIX века. Именно ему принадлежит идея управляемого с берега винтового корабля, несущего заряд пироксилина.
После его смерти изобретение попало к капитану того же австрийского флота М. Луппису. Он к 1860 году создал модель, с часовым механизмом в качестве двигателя и управлением с помощью штуртросов. Однако, ничего более забавной игрушки он создать не смог. Как утверждают - за отсутствием технических знаний.
В 1864 Луппис познакомился с владельцем механического завода в Фиуме (ныне - Риека) Р. Уайтхедом. Тот, имея соответствующие знания и располагая производственной базой, уже в 1866 смог изготовить первый реальный образец торпеды.
Торпеда имела пневматический двигатель, несла заряд в 27 кг пироксилина и имела стабилизирующее устройство - гидростат для удержания на глубине и маятник для стабилизации по дифференту. Устройство управления по курсу отсутствовало. Корпус изготовлен из листового железа.
Испытания в австрийском флоте проводились в 1868 году. Испытывались две торпеды:
Характеристики | "Нормальная" | "Малая" |
Калибр, мм | 406 | 356 |
Длина, м | 4,28 | 3,78 |
Вес, кг | 249 | 158 |
Заряд, кг | 27 | 13 |
Испытания проводились при дальности стрельбы 600-700 м. Малые торпеды показали среднюю скорость 5,7 узла. Про нормальные - данных нет.
По результатам испытаний австрийский флот закупил торпеды. Но, не согласившись с предложенной Уайтхедом ценой - 50 тысяч фунтов стерлингов (около 350 тыс. рублей по тогдашнему курсу) - выбрал иной вариант оплаты. Уайтхед получил 20 тысяч фунтов и право свободной продажи за границу.
В 1869 в Фиуме появились представители США и Великобритании. США после демонстрации от закупки отказались, понадеявшись на своих изобретателей (ничего путного у них не вышло). Англичане же в 1870 провели расширенные испытания обоих образцов уже в Англии, произведя 101 пуск.
Выяснилось, что скорость на 200 м составляет 8,5 узлов, на 600 - 7,8. Точность оценена таким образом - попадания с траверза мишени возможны с дальности до 400 м.
Англичане торпеду приобрели. Вслед за этим в 1872 торпеду закупила Франция, а в 1873 - Германия и Италия.
Для выполнения германского контракта был создан новый образец - калибром 381 мм, длиной 5,7 м и массой 350-360 кг. Он стал своего рода исходной точкой для начавшегося массового производства - в 1879 заказы достигли 1000 штук.
Именно этот образец и был предложен Уайтхедом России всё в том же 1873 году.
По заявлению И.Ф. Александровского он предложил Морскому министерству проект торпеды в 1865 году. Это часто толкуют в том смысле, что он изобрёл торпеду раньше Уайтхеда. Увы, но... Предложение Александровского было не проектом (в нынешнем смысле - как комплект чертежей, хотя бы предварительный), а всего лишь изложением идеи создания такого снаряда.
Нетрудно понять, что в этот момент Уайтхед уже вовсю занимался изготовлением реальных образцов, которые и испытает в следующем году.
Повторно он обращается в министерство в 1868 году. Уже после появления в январском номере "Морского сборника" статьи о работах в Австро-Венгрии.
Министерство в 1869 разрешило ему создание торпеды за свой счёт. Работы он начал в 1873 году в частной мастерской в Кронштадте. Опытные образцы были изготовлены в начале 1874. Торпеда имела одноцилиндровую пневматическую машину (и один гребной винт, в отличие от спаренного Уайтхеда). Стабилизация по глубине обеспечивалась водяным балластом.
Характеристики:
Характеристики | 1-ый образец | 2-й образец |
Калибр, мм | 610 | 560 |
Длина, м | 5,82 | 7,34 |
Вес, кг | около 1100 | около 1100 |
Заряд, кг | 27 | 13 |
Испытания проводились в этом же 1874 году. Торпеды показали скорость не более 8 узлов, со снижением до 5 при увеличении дистанции до 1000 м. Сравнение с образцом 1873 года Уайтхеда по габаритам и ходовым характеристикам желающие могут сделать сами.
В 1875 году испытан улучшенный вариант, показавший скорость 10-12 узлов. В это же время в мастерской Нового адмиралтейства изготавливается новый образец торпеды. Закончились работы поздней осенью и испытания в этом году не состоялись. Новая торпеда имела калибр 610 мм и длину 6,1 метра. Масса осталась примерно равной 1100 кг. Установлен более мощный двухцилиндровый двигатель. Стабилизатор глубины заменён на гидростатический. Причём их понадобилось два - один для передних рулей, другой - для задних.
Но уже в начале 1876 в Фиуме была направлена комиссия Морского министерства. Результат сравнения достаточно очевиден. И на вооружение русского флота принята торпеда Уайтхеда под названием "образца 1876 года".
К 1881 Александровский довёл скорость своей торпеды до 18 узлов - всё ещё меньше, чем уже выпускаемые торпеды, при несравнимых размерах. Но это уже была его личная инициатива, не относящаяся к вооружению флота.